Когда началась война, Алексей Смольников учился в седьмом классе первой школы. В то время в тылу шел сбор средств для нужд фронта. Дети помогали, чем могли. Алексей сдал в фонд обороны шесть серебряных монет старой чеканки. В 1943 году он и пятеро его одноклассников записались на снайперские курсы.
Через год, сразу после выпускного, будущий поэт Алексей Смольников уйдет на фронт. Это был последний выпуск, с которого уходили на войну. Позже Смольников напишет:
В нелегкий год мы родились,
Нелегкой шли дорогой.
В мальчишках мало были мы,
Зато в пехоте много.
Как уходили мальчишки из школы на фронт, он расскажет в поэме «Сотворение Родины», которую опубликует в 1966 году.
«Последний школьный экзамен мы сдали десятого июня 1944 года. Одиннадцатого утром нам выдали аттестаты, а через день – тринадцатого – мы уходили в армию.
На выпускном вечере, он был одиннадцатого, мы впервые закурили. Закурили не украдкой, как сделали бы, наверное, еще день-два назад, и не на школьном дворе, не за сараем, а в самой школе, где курить не положено.
Вечер наш затянулся. В физкультурном зале, где он был, уже убрали столы после ужина – мы целый месяц припрятывали продовольственные карточки, чтобы он был у нас, этот прощальный ужин, – уже проводили гостей, младшеклассников и родителей, уже трижды мигнули лампочки, предупреждая, что электростанция заканчивает работу, уже устал играть патефон, под который мы танцевали, а нам все не хотелось расходиться».
Это оказалось трудным – взять вот так и уйти. Им казалось: пока продолжается этот вечер, они все – один класс и школа эта – их школа. Если уйдут сейчас, то уже не вернутся.
Алексей вспоминал, как директор Георгий Величко, вернувшийся с фронта, из-под Сталинграда, с одной ногой, каждому внимательно посмотрел в глаза. Мальчишки держали притушенные самокрутки в руках – ни спрятать, ни бросить их некуда. Директор заметил это. «В учительской… у меня есть папиросы...» – сказал он.
«Конечно, это лучше той махорки, но курить нам расхотелось, – вспоминал Алексей. – Тогда он сам, наш директор, закурил, зачем-то молча посмотрел на нас, опять каждому в глаза, стал рассказывать, как был ранен под Сталинградом, как пришел в себя в палате, в санитарном батальоне, как болели у него после операции ступни, а была – ступня...»
Позднее эту историю Смольников повторит – уже в стихах – в поэме «Мальчишки»:
Он смотрит вслед, играя костылем,
Пластинки нам задумчиво меняет –
Он здесь один, наверно, понимает,
Какие мы экзамены сдаем...
В классе было шестеро мальчишек, пятеро ушли на войну.
«Тринадцатого утром у военкомата собрался почти весь поселок.
Моя мать не пришла, опаздывала. Она где-то взяла муки и затеяла испечь мне в дорогу пирог. Я все высматривал ее в толпе, а ее не было. Наверное, у нее плохо топилась печка.
Мать передала мне пирог уже во время митинга. Он большой, запеленатый в полотенце, его передают из рук в руки. В мешок он не помещается. Мы с Колькой переломили его пополам, снова завернули в полотенце, тогда уж положили».
Пароходы по Иртышу и Оби, как написал Алексей Смольников, ходили большие, двухпалубные, и дебаркадер там, в Самарово, около которого мальчишек уже ждал теплоход, был большой.
«Мы шли вниз по улице с оркестром, люди выглядывали из окон, выбегали из дворов на музыку, и колонна наша все обрастала и обрастала, пока наконец улица не стала тесной. Женщины голосили, и кругом были только эти блестящие глаза и зареванные лица – до самого трапа, куда никого уже, кроме нас, не пустили».
Призывников из Ханты-Мансийска сначала отправили на хозяйственные работы в Омск. И только в сентябре 1944 года приняли в Воронежскую радиошколу, эвакуированную в Новосибирск. Здесь готовили радистов маломощных переносных радиостанций. В ноябре 1944 года Алексей Смольников вместе с другими выпускниками радиошколы был направлен на фронт, в артиллерийский батальон 73-го стрелкового полка 33-й Холмско-Берлинской дивизии 12-го гвардейского корпуса.
31 декабря 3-я армия была включена в состав 1-го Белорусского фронта. В 1945 году войска армии участвовали в Варшавско-Познанской, Восточно-Померанской стратегической и Берлинской стратегической наступательных операциях.
После войны Алексей Смольников (1926–2000) окончил Литературный институт им. Горького, был принят в Союз писателей СССР. Его перу принадлежит около полутора десятков книг, стихов и рассказов, он много занимался переводами. Сквозной же темой его творчества стала война. Он не раз приезжал в Ханты-Мансийск, и в том числе благодаря его усилиям установили первый памятник ушедшим на фронт учителям и выпускникам школы. Своими воспоминаниями он часто возвращался в тот июньский вечер, когда вальсировали девчонки в школьном зале под патефонные пластинки, которые ставил одноногий Георгий Тарасович. Память навсегда удержала, как мать бежит на пристань с теплым пирогом, боясь опоздать, и как отходит от пристани пароход с новобранцами, совсем еще мальчишками, оставляя на берегу довоенное детство.
Опубликованных комментариев пока нет.