89.6249   $ 73.9968





×
Общество
0

И вечный пьянству бой…

В минувшую пятницу мне довелось побывать в одном из магазинов, где большую часть ассортимента составляет алкогольная продукция. Было около 18 часов. К моему удивлению, там находились лишь три человека, покупавшие все что угодно, только не спиртное.

Завсегдатаев ждать не надо

Я не большой любитель заводить разговоры с продавцами, если они не имеют отношения к приобретаемым мной товарам, но тут, каюсь, не выдержал и спросил:

– А где же завсегдатаи? Пятничный вечер, а у вас, можно сказать, ни души.

– Да сейчас появятся, – прозвучало в ответ. – Если не верите, можете остаться и убедиться в этом.

Я поверил, но все же остался. Долго ждать любителей зеленого змия не пришлось. Правда, нельзя сказать, что они нахлынули на магазин волной, сметая все алкогольное с его прилавков. Но двери открывались и закрывались постоянно. В магазин заходили и те, которым пока приходится показывать продавцам паспорта, и убеленные сединами; и одиночки, и по нескольку человек вместе; и не очень богато одетые, и с атрибутами достатка. Из машины одного из них на всю улицу была слышна песня со словами, выражавшими намерения ее хозяина: «Будем мы всю ночь гулять! Наливать и выпивать!»

– Чего так мало берешь-то? – поинтересовался один из них у своего друга. – Давай-ка еще парочку! Вдруг не хватит, а купить уже нельзя будет.

– И то правда, – ответил тот и вскоре принес еще четыре бутылки.

– Ого! Я же говорил «парочку», – возразил первый.

– Вот я и взял парочку литров, – привел его товарищ аргумент, крыть который было нечем.   

Через некоторое время покупатели ушли.

– Ну что, видели? – обратилась ко мне продавец. – Сейчас еще появятся. Проходу от них по пятницам нет! А потом или на улицах дебоширят, или дома у себя буянят. Один такой в соседней квартире все выходные песни орет. Хоть бы еще сильнее что ли ограничили продажу «этого» во времени! Или вовсе отменили.

Я не стал отвечать и вышел из магазина. Жаль, конечно, несчастную женщину, которой по выходным не дает покоя буйный сосед. И она не одинока в своих чаяниях. Подобные способы урезонивания любителей зеленого змия периодически предлагают представители разных социальных слоев. Инициативу о дополнительном ограничении времени продажи алкоголя во всех магазинах (а в Югре оно уже и без того действует до 20 часов) высказывали даже молодые парламентарии региона.

Назад в прошлое

Главная суть этой идеи – борьба с социальным злом. Что и говорить, цель благородная. Только вот бой с пьянством и алкоголизмом требует знаний, выдержки и терпения. А история целого ряда стран, увы, знает примеры, когда подобные лихие атаки имели печальные последствия.

Можно вспомнить, например, «сухой закон» 1914-го. Чуть позже аналогичные меры в США породили мафию, которая потом на протяжении десятилетий оказывала большое и, мягко говоря, не совсем позитивное влияние на экономическую и политическую жизнь американского общества. Несколько безуспешных попыток одолеть зеленого змия были предприняты и в СССР. Самая памятная из них – та, что стартовала весной 1985 года.

Было это 17 мая. В тот день с раннего утра по всей стране в газетные киоски выстроились огромные очереди. Люди буквально из рук друг у друга вырывали продававшуюся там продукцию современной периодической печати. Каждый второй читал газеты в автобусах и троллейбусах. Причина внезапно вспыхнувшего интереса к ним была простой: гвоздевым материалом в них были постановления ЦК КПСС и Совмина СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и соответствующий Указ Президиума Верховного Совета. К чему привела начавшаяся тогда кампания? Через несколько лет знаменитый сатирик Михаил Жванецкий произнесет ставшую исторической фразу: «Не надо было трогать ее, проклятую».

Час волка

Между тем основания для очередного наступления на алкоголь у властей тогда и в самом деле имелись. А если отойти от дипломатических формулировок, в то время страна спивалась. Вот лишь некоторые цифры и факты. К началу восьмидесятых годов потребление спиртных напитков в СССР достигло рекордного за всю историю страны уровня. Как утверждали эксперты, каждый взрослый мужчина в среднем ежегодно выпивал тогда 100 бутылок водки. На многих предприятиях работа фактически заканчивалась в 11 часов, когда открывались винные магазины. Острословы называли это время «часом волка», поскольку в ту же минуту на фасаде Московского театра кукол имени Образцова появлялся волк.

Пьянство охватывало все слои населения, включая интеллигенцию. Что хорошо показано в известном фильме Станислава Говорухина «Конец прекрасной эпохи».

Результаты кампании не заставили себя долго ждать, но они были совсем не теми, на которые рассчитывали ее организаторы. Достигнувшее промышленного размаха самогоноварение, очереди в винные магазины, подпольная торговля водкой, в которую втянулось огромное количество людей – от пионеров до пенсионеров, отравления некачественным алкоголем, рост наркомании и токсикомании, дыры в бюджете страны, закрыть которые было нечем. В те годы начали формироваться преступные группировки, которые уже в лихие девяностые включились в приватизационные процессы.

А ведь тогда реализация алкоголя существенно пополняла бюджет страны. Существовала государственная монополия на продажу спиртных напитков. Они пользовались спросом и у иностранцев. Да и сами советские люди, выставляя по праздникам на столы те или иные бутылки того же вина, считали их атрибутом достатка. Все это рухнуло чуть ли не в одночасье. В наши дни в Крыму, где виноградники пострадали в наибольшей степени, ситуация начинает улучшаться.

Альтернатива есть

Что же стало причиной провала кампании 80-х? По мнению целого ряда экспертов, в этом во многом была вина существовавшей тогда системы власти. В документах нигде не говорилось о том, что нужно вырубать виноградники, закрывать все винные магазины, ограничивать продажу спиртного. Это были «инициативы на местах».

Но главное, пожалуй, кроется в другом. В ту пору президентом США был Рональд Рейган, которому принадлежит по-своему мудрое изречение: «Стреляют не пистолеты, а люди». В связанных с алкоголем бедах виновата не водка, а те, кто ее потребляет в непомерных количествах. Психологи и социологи уже много лет назад пришли к выводу: пьянство начнет отступать только тогда, когда у людей появится потребность более интересно, нежели за бутылкой, проводить свое свободное время, когда у них будут возникать жизненные перспективы и планы, осуществлению которых мешает зло-    употребление алкоголем. Но это – достаточно длительный процесс, что, к сожалению, не учитывали раньше.

Благо в наши дни в Урае все же есть повод для оптимизма. Многие люди предпочитают альтернативу – здоровый образ жизни. То и дело даже зимой на городских улицах встречаются люди, совершающие пробежки. Не пустует и биатлонный центр, который облюбовали не только воспитанники секций, но и люди, любящие активный отдых. Улучшаются условия у ребят, занимающихся спортом. Появляется возможность вовлечь в систематические массовые физкультурные акции и взрослых людей. Как знать, может быть, рано или поздно их примеру последуют и те, кто повстречался мне в минувшую пятницу в магазине. Ведь известны случаи, когда вчерашние завсегдатаи алкомаркетов переходили в лагерь сторонников ЗОЖ.

Фото из архива музея истории города

* * *

Действующее в Югре ограничение розничной продажи спиртных напитков с 20 часов было введено по инициативе губернатора Натальи Комаровой 1 июля 2013 года. Такое право региональным властям предоставлено федеральным законодательством. Впоследствии в правительстве округа заявили о том, что эта мера сократила рост потребления в Югре алкоголя и численность преступлений, совершенных людьми в нетрезвом состоянии. Кроме того, после ограничения меньше пьяных погибли в пожарах и стали виновниками ДТП, находясь за рулем.

Фотографии сюжета / 1 фото

Автор текста: Юрий Кручинин

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии