×
0

И вместе невозможно, и врозь никак

О противоречивом отношении горожан к придомовым киоскам


Сколько в Сургуте ни боролись с нестационарной торговлей во дворах, такие объекты по-прежнему работают и неплохо себя чувствуют. Ведь, если есть предложение, будет и спрос. Кто не захочет иметь под рукой товары первой необходимости, да еще и в круглосуточном доступе?

Впрочем, есть у этого явления и негативные стороны. И их также немало. Киоски и павильоны далеко не всегда отвечают элементарным нормам расположения, санитарно–гигиенического состояния, противопожарной безопасности и т.д. Зачастую непрозрачными и не выгодными для жителей становятся и финансовые отношения с арендатором. Он вроде бы и не бесплатно занимает землю у дома, но куда идут эти деньги, непонятно. Мы собрали вопросы наших читателей и поговорили о том, как собственникам многоквартирных домов взаимодействовать с владельцами торгового бизнеса, с директором департамента городского хозяйства сургутской администрации Романом Богачем и начальником отдела административного контроля контрольного управления администрации Максимом Салием.
 
Все – вне закона
— Насколько накаленными могут быть отношения жителей и владельцев придомовых киосков, этим летом напомнила история, возникшая по улице Лермонтова, 3. Там произошел конфликт между жителями дома и управляющей компанией. Собственники заявили о подделке подписей в протоколе общедомового собрания, в результате чего на территории их дома, помимо воли большинства, появился новый киоск. Является ли в Сургуте распространенной ситуация, когда граждане жалуются на недостоверность подобных протоколов и обвиняют управляющую компанию и предпринимателей в сговоре по установке несанкционированных торговых объектов (НТО)? И как действовать жителям, если они обнаружили, что на территории их дома появился киоск, на который они не соглашались?
Максим Салий: Конфликтные ситуации возникают на большинстве таких объектов. Не бывает ста процентов довольных граждан. И даже если посмотреть протоколы общего собрания, там не будет единогласного голосования «за». Обязательно найдется тот, кто против.
Само наличие согласия собственников не дает в настоящее время права размещать объекты на законных основаниях. Требуется решение администрации города. Это регламентируется постановлением администрации Сургута №2188 от 02.04.2019 года. То есть предприниматель обращается с протоколом общего собрания собственников в департамент архитектуры, и там уже специалисты определяют, соответствует ли его объект всем существующим условиям.  
В ситуации с домом №3 по улице Лермонтова жители действительно проявили инициативу и обратились к нам в контрольное управление. Мы в свою очередь направили эту информацию в УВД для проведения проверочных мероприятий. Все торговые объекты на территории этого дома были проверены. По одному из них – магазину «Виктория» – уже есть решение суда от 9 ноября. Объект должен быть демонтирован.
—  Если собственники все–таки согласны на работу киоска или павильона на территории своего дома, то они, естественно, желают получать какие–то финансовые бонусы от этой аренды. Операционную деятельность по этому вопросу чаще всего просят выполнять управляющую компанию. Какие способы более эффективны для того, чтобы получать гарантированную прибыль и тратить ее на нужды дома? Есть ли в городе примеры, когда горожане получают от арендаторов стабильный доход и направляют его на благо всего дома?
Роман Богач: Вариантов здесь несколько. Первый вариант – самый простой. Это использовать имеющуюся управляющую компанию. Второй путь – создать другую форму собственности, а именно: товарищество собственников жилья (ТСЖ), и уже самостоятельно распоряжаться средствами. Невозможно советовать, как лучше, а как плохо. Разные есть примеры: и положительные, и отрицательные в обоих случаях. Решение за собственниками.
Максим Салий: Чтобы процедура была максимально прозрачной, и собственники знали, куда поступают деньги, и на что они тратятся, то оптимальным решением будет создание ТСЖ. Оно сможет заключать с арендаторами прямые договоры. При этом отчетность будет в общем доступе. Управляющая компания по запросу жителей тоже может предоставить такую информацию, но в случае с ТСЖ гражданам будет проще все контролировать. Это самый простой и прозрачный способ, но, к сожалению, не очень популярный у нас в городе.
—  Как действовать, если собственник дома считает, что торговый объект в его дворе не отвечает каким–либо нормам: противопожарным, санитарным, эстетическим и т.д.?
Максим Салий: Ответ на этот вопрос очень простой. Здесь нужно отталкиваться от обратного. В Сургуте пока нет ни одного придомового объекта торговли с разрешением на эту деятельность от администрации. В этом году мы как раз начали проверочные мероприятия по всем подобным объектам в городе и привлечение их к административной ответственности.
 

Нет ТСЖ? Есть чат!
—  Как вы видите в дальнейшем в Сургуте развитие придомовой торговли? Когда мы сможем прийти к тому, что конфликты между жителями и бизнесом не будет возникать? И станут ли все эти объекты эстетически привлекательными? Или этот рынок так и будет двигаться достаточно хаотично?
Максим Салий: По моему мнению, решение этого вопроса в городе соответствует изменениям в законодательстве. Постановление №2188 для того и было принято, чтобы навести порядок в размещении таких объектов. Пока мы просто привлекаем предпринимателей к административной ответственности, чтобы сподвигнуть их обратиться в департамент архитектуры за получением разрешения. И если они получат разрешение, то объект будет размещен в соответствии со всеми требованиями: и касаемо внешнего вида, и в соответствии с пожарной безопасностью. Именно с этими целями вся эта работа и проводится. Эти объекты должны быть безопасными, иметь единый внешний вид и вписываться в облик города.
Роман Богач: Я считаю, что многое изменилось в этой системе, в том числе, благодаря коллегам из контрольного управления. Они очень активно в этом направлении работают, совместными усилиями добились сноса ряда незаконных объектов торговли. Порядок в этом вопрос наводится.
—  Какие рекомендации вы могли бы дать собственникам многоквартирных домов, чтобы вопросы взаимодействия с торговыми объектами для них решались проще?  
Максим Салий: Я могу привести пример своего личного опыта. Уже почти в каждом многоквартирном доме существует групповой чат. Везде есть инициативные группы граждан. Подписав групповое заявление для УК, собственники могут передать инициативной группе полномочия по решению всех общедомовых вопросов, в том числе и по нестационарным торговым объектам.
Мы прекрасно понимаем, что создание ТСЖ – это непростой вопрос с точки зрения организации всех собственников. Инициативная группа, как правило, составляет менее трети собственников. Мое личное мнение заключается в том, что многие горожане пока не готовы к созданию ТСЖ. Они просто не готовы этим заниматься. Поэтому, как мы видим, свою реакцию в отношении каких–либо вопросов собственники выражают в основном на электронных площадках – на портале «Твой Сургут», например. Мне кажется, что люди меньше внимания уделяют взаимодействию со своей управляющей компанией, чем нужно было бы.
Роман Богач: Соглашусь с Максимом Анатольевичем. Люди чаще всего мало взаимодействуют со своей управляющей компанией, которую они сами же и выбрали. Может, конкретно тот, кто жалуется, эту компанию и не выбирал, но ведь большинством голосов это было сделано. Остальные должны просто с этим мнением согласиться и принять его. Решение большинства в случае с домоуправлением для всех является основанием для исполнения.
Мы стараемся информировать людей о том, что в первую очередь нужно передавать заявки и обращения в управляющую компанию. Там обращения граждан в любом случае регистрируются и получают номер. Зачастую случается так, что мы получаем жалобу на сайт администрации о том, что управляющая компания чего–то не делает. Начинаем разбираться с управляющей компанией, а они даже не знают, что в каком–то конкретном доме, в какой–то конкретной квартире есть где–то проблема с тем или иным видом обращения. Соответственно, раз они о нем не знают, они и не решают вопрос.
Хочется напомнить собственникам о том, что если они приобрели имущество, то тем самым они взяли на себя определенные обязательства. Никто ведь не пишет на страницу главы в соцсетях о том, что «у меня колесо на машине спустило, приезжайте и накачайте». Нет. Люди едут на СТО, потому что это специализированная организация. Так и здесь. Вопросы по жилфонду нужно решать с управляющей компанией. Если уже в крайнем случае управляющая компания никак не реагирует, тогда для этого есть мы и другие структуры, которые их контролируют.

Проект «КоммунАльнаЯ от А до Я» реализуется при грантовой поддержке Департамента общественных связей Югры

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии