×
Общество
1

Илья Варламов о главной проблеме Сургута: развивается как автомобильный город

Известный блогер-урбанист закончил в экономической столице Югры съемки своей передачи о развитии городской среды и архитектуре «Большая дорога с мэром» («БДСМ»). Два дня Илья Варламов гулял по улицам Сургута в сопровождении местного главы Вадима Шувалова. Четыре года назад блогер уже бывал в городе, тогда он опубликовал два блога – про хороший и плохой Сургут. Его визит 2015 года больше всего запомнился критикой «поросячьего» цвета заборчиков, которые принялись перекрашивать при Вадиме Шувалове. В этот раз приезд Варламова в Сургут завершился публичной лекцией про ожидания и реальность в урбанистике. 

По мнению авторитетного урбаниста, у Сургута в части организации комфортной городской среды есть несколько ключевых проблем. Которые, с одной стороны, можно назвать типичными для российских городов. С другой – никак не бьются с планами Сургута стать самым северным полумиллионником России, о чем чуть более недели назад заявили представители местной власти. 

«Когда ты ходишь по Сургуту, особенно если ты здесь впервые, то будто ходишь по большому спальному району. Где бы ты ни находился, хочется поймать такси и попросить отвезти тебя в центр. Центра как такового здесь нет, это немножко плохо, попадая в город, должно быть понятно, куда тебе идти. Памятник основателям Сургута - вроде центр, но с ним очень странная история. Подойти к нему нельзя – какие-то дорожки, какие-то ступеньки… Те самые ожидание и реальность, как заявлено в теме лекции. Еще в прошлый раз мне рассказали, что памятник в День ВДВ штурмуют десантники. И вчера я остановил мужчину, записывая короткие интервью. Спросил, был ли он у памятника. Он сказал: «Ну, да, подходил». Я спрашиваю: «А вы десантник?». Он: «Ну, да». По вопросу «Были вы у памятника основателям города или нет?» можно определить – десантник перед тобой или нет», - обозначил свое видение одной из проблем Сургута Илья Варламов. 

Однако куда более серьезными последствиями – превращением Сургута в несправедливый для пешеходов город – рискует обернуться потакание активной автомобилизации. 

«Основная проблема - неверно расставленные приоритеты. Сургут в лидерах по автомобилизации в России и продолжает развиваться как автомобильный город. Когда ты ходишь вот по этим всем улицам, когда ты весь грязный, когда невозможно пройти, неубранные дворы, лужи… то, конечно, единственное желание, которое возникает, это купить машину. Других выходов нет. Но когда мне говорят, что вот, мол, на улице минус сорок, как без машины выжить? – никак – это полнейшая глупость, я об этом много раз писал. Даже в Сургуте, при вашей автомобилизации, большинство людей не используют личный автомобиль, у них его нет. И в администрации не понимают, что приоритеты расставлены совершенно неверно, они продолжают развивать Сургут так, делать город несправедливым, неудобным и недоступным для многих людей. Кто-то спросил про выделенные полосы и пришел замечательный ответ из администрации [был переслан жителем города Варламову]. Оказывается, что выделенные полосы можно делать только на дорогах, где четыре полосы движения в каждую сторону, чтобы не ущемить права автолюбителей. А поскольку таких дорог в Сургуте нет, то и выделенные полосы делать негде. А чтобы расширить дороги, надо 3 млрд рублей, а поскольку таких денег нет и в ближайшее время не появится, то какие выделенные полосы? Мне кажется, это очень показательная история, что боятся ущемить интересы автомобилистов. Что, не дай бог, кому-то будет грустно, что он на своем "Лексусе" простоит в пробке. А проблема будет нарастать, поскольку Сургут хочет развиваться как полумиллионник, прибавить сюда еще 100 тысяч человек. Совершенно непонятно, где будут жить эти люди, выдержит ли их городская инфраструктура. И здесь есть принципиальная проблема, как мы воспринимаем автомобили <…> Машины - это газ: как вы улицы ни расширяйте, машины это пространство заполнят, вы никогда не удовлетворите этот спрос. Если есть такие грандиозные планы по увеличению населения, то будет больше проблем с пробками, экологией, и город с каждым разом будет менее комфортным, менее справедливым и менее безопасным. Всегда помните о тех, кто не имеет личного авто – люди с низким достатком, пожилые и дети – это те, кто вынуждены передвигаться непонятно как по городу. Для пожилого человека сейчас, в такую погоду, выйти из дома просто невозможно: возле подъезда – лужи, обледенело. Люди неделями сидят дома и не видят жизни. При этом мы боимся ущемить права автомобилистов…» - обрисовал перспективы развития проблемы урбанист. 

Символично, что проект «БДСМ» блогер задумал именно во время своего прошлого визита в Сургут: 

«Было лето. Была хорошая погода. Я шел по центру города, где памятник основателям города, и там были гигантские лужи. Я понял, что не могу дальше идти, мыкался туда-сюда, разозлился и подумал, что если бы мэр города один раз здесь сам прошел, завтра бы он навел тут порядок. Как часто у нас бывает: люди, принимающие решения, сами не пользуются тем, что делают. Трудно развивать, к примеру, общественный транспорт, если ты сам не ездишь на нем, и так далее. Большинство мэров не пользуются продуктом своей деятельности. Это большая проблема, она везде, от Москвы до Владивостока», - рассказал Илья Варламов.

Поводом для приезда в Сургут в этот раз послужил недавний публичный спор в интернете о будущем городского вокзала. Илья Варламов раскритиковал предложенный РЖД проект реконструкции объекта. Глава Сургута Вадим Шувалов пригласил блогера обсудить эту тему лично. За отклик сняться в новом сезоне шоу «БДСМ», суть которого – прогулка с первым лицом города по заранее не оговоренному маршруту, Илья Варламов назвал Вадима Шувалова смелым и храбрым мэром. 

«Почти все мэры второго сезона под разными предлогами тянут время, ждут, когда распустятся деревья, пройдут субботники... Вадим Николаевич же сказал: «Приезжай в любое время, мы готовы ответить на все вопросы». Мы его даже не поторапливали. Он сам выбрал самое неподходящее для города время. Обычно, когда ты приезжаешь в такое время года, тебе говорят: приехал бы ты к нам летом или зимой, когда ничего этого не видно», - поделился блогер.

Теги статьи: #Илья Варламов #Урбанистика #Архитектура

Автор текста: Карина Никора    Автор фото: vk.com

Комментарии (1)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии