Зона роста
В прошлом году сфера школьного питания в Югре была реформирована. В регионе вели стандарт, бесплатное питание для учеников первых-четвертых классов, организовали стройную систему доставки продуктов и контроль над приготовлением пищи. Теперь власти стремятся накормить детей с аллергией, диабетом и непереносимостью глютена.
Но, похоже, систему питания в образовательных учреждениях вновь ждет встряска, а вернее, курс на импортозамещение. С какими проблемами столкнулась отрасль из-за западных санкций и чем можно «залатать пробоины» на школьном камбузе, на этой неделе обсудили эксперты ОНФ.
По их ожиданиям, проблемы могут возникнуть с закупкой продуктов и оборудования, всего того, что используется сегодня в 40 тысячах школьных столовых России.
Первые обращения о небольших сбоях в поставках, подорожании буфетной продукции в ОНФ начали поступать в феврале и марте. Сейчас ситуация выровнялась – на прилавки вернулся сахар. Но риски сохраняются.
– Регионы сообщают о единичных проблемах. За счет экономии в 4 миллиарда рублей за прошлый год, в этом нам удастся сохранить количество и качество школьного питания. А вот к следующему 1 сентября будем решать вопрос в сторону увеличения субсидии, – отметил Алексей Беленький, представитель министерства просвещения.
Сейчас ведомство совместно с регионами проводит мониторинг школьного питания: в первую очередь проверяют обоснованность повышения цен в буфетах и столовых.
– Да, я заметил рост цен в столовой нашей школы. Примерно на 15–30 %, но с учетом того, что там всегда вкусно, а стоимость продуктов увеличилась везде, считаю это повышение некритичным, – высказался один из постоянных посетителей школьной столовой в окружной столице. – Опять же многое зависит от того, какое блюдо ты выбираешь. Но раньше за троих я платил в среднем 520 рублей, а сейчас – 600–700.
Кстати, чего сегодня опасается министерство просвещения, так это уменьшения порций школьников из-за недобросовестных поставщиков. Ведомство готово оперативно вмешаться в ситуацию.
Зона риска
О том, какие продукты питания находятся в зоне риска, рассказал Тимофей Фионов, исполнительный директор отраслевого союза развития социального питания России.
– Наш союз объединяет операторов питания со всей страны. И мы отметили динамику стоимости продуктов для школьного питания за февраль-апрель 2022 года. Здесь можно увидеть, что, например, скачок цен на сахар на 49 % мало сказался на общей стоимости школьной тарелки, так как его в ней крайне мало. А вот рост цен на овощи, мясо птицы, молоко дал средний процент увеличения – 18. Это несколько расходится с данными Росстата, у них 12 %. Но они фиксируют факт, мы же сравнивали контрактные цены на апрель.
При этом ситуация по регионам разная: в Калининградской области рост составил 30 %, в Центральной России – 20 %, в Сибири – более 15 %. В целом оборот рынка школьного и дошкольного питания в 2022 году составил 450 миллиардов рублей, в продуктах – от 250 до 300 миллиардов в год.
С чем могут возникнуть конкретные проблемы? Во-первых, с цитрусовыми – лимонами и мандаринами. Потребность у школ и детсадов – 5 тысяч тонн в год. Это более 650 миллионов рублей. А вот общая потребность во фруктах составляет 300 тысяч тонн, или 15 миллиардов рублей в год, половину из этого количества составляют яблоки, которыми мы, кстати, более-менее обеспечены.
Еще одна группа продуктов, на которую обращают внимание операторы питания, – замороженные ягоды для компотов и морсов. До недавнего времени очень много продукции поставляла Польша (объем потребления здесь более 35 тысяч тонн, или 6 миллиардов рублей). Теперь на этот рынок должны выйти отечественные производители, и югорчане в том числе. Потому что именно у нас растет ягода, которая богата витаминами и выращена на экологически чистых территориях.
Зона замены
– Конечно, мы готовы поставлять продукцию с нашей болотной плантации в школьные столовые округа, а если потребуется, то и России, – утверждает Наталья Чайникова, руководитель крестьянско-фермерского хозяйства «Юрты Чайниковых», которое занимается выращиванием болотной клюквы, княженики, морошки и брусники. – Сейчас мы работаем в тандеме с Ханты-Мансийской медакадемией – разрабатываем функциональное питание для наших школьников на основе таежных ягод. Академия уже провела лабораторные исследования химического состава, изучила микроэлементы ягод с болотной плантации. Ученые доказали, что наш продукт очень богат полезными веществами, это чистая органика.
Вместе с сотрудниками академии предприниматель работает над проектом по созданию специального порошка из сублимированных ягод. Для этого их сначала замораживают, а затем удаляют всю влагу в сублиматоре. В этой вакуумной установке кристаллики льда испаряются, не превращаясь в жидкость. Поэтому ягода сохраняет 95 % всех полезных веществ, а вкус и аромат становятся концентрированнее и ярче. Одно из основных достоинств сублимации – большой срок хранения таких продуктов. То есть такие основы для морсов и компотов, а также начинки для буфетной выпечки можно доставлять северным завозом в самые отдаленные школы, при этом не рискуя качеством.
Сейчас «Юрты Чайниковых» – это опытное хозяйство, и для выхода на промышленные масштабы ему нужна господдержка.
– У нас есть арендованная земля, которую нужно осваивать, уже районированные сорта ягод, отработанные технологии. Еще пять лет, и мы будем работать в промышленных масштабах. И, получив поддержку, сможем еще 300 лет (!) кормить наших детсадовцев и школьников экологически чистой продукцией с одной только посадки, – говорит Наталья Николаевна.
Зона проблем
Еще два продукта, на которые обратили внимание эксперты отраслевого союза развития социального питания России, – это какао и цикорий. Система детского госпитания использует по 3 тысячи тонн этих продуктов в год – на два миллиарда рублей каждого. И с ними уже сложности на оптовом рынке. А к сентябрю, предположительно, ситуация ухудшится.
– Отдельным блоком стоят вопросы по молочной продукции. Здесь проблема не в том, что она не производится, вопрос в упаковке. И ближе к сентябрю мы с этим столкнемся. У молочников будут проблемы с закупкой упаковки долгоиграющего молока. Если молоко 5–7-дневного срока хранения, то с тарой проблем нет. А что касается удаленных школ, Сибири, где используется много ультрапастеризованного молока, думаю, это может стать проблемой, – пояснил Тимофей Фионов.
Есть вопросы и по говядине. Она обязательно должна присутствовать в тарелке школьника. Вот где все возможности для импортозамещения. Тем более что этот продукт один из первых подорожал в марте – с 350 до 500 рублей на оптовом мясном рынке. Импортная продукция пока зайти в Россию не может, а внутри мы еще столько не производим.
– Мы не имеем права постоянно менять меню в школе, заменяя в нем продукты. Но северные регионы должны изначально включить в него, например, оленину, а не импортную говядину. Если, конечно, им это позволяет логистика, – внесла предложение Галина Яновская, представитель Роспотребнадзора.
Что касается овощей, то с каждым годом доля импорта здесь все меньше. Но, кстати, все мы видим, что происходит с ценами на картофель. Его стоимость на оптовом рынке – примерно 50 рублей за килограмм, что связано в том числе и с нехваткой этого овоща на отечественном рынке. Впрочем, уже осенью овощную проблему Минсельхоз обещал решить.
«Новости Югры» продолжат следить за темой школьного питания в нашем округе совместно с региональным отделением ОНФ в Югре. Если у вас есть вопросы или особое мнение по этой теме, пишите на адрес
achuprova@ugra-tv.ru.
Проверка
Народный фронт Югры обратился в прокуратуру с просьбой провести проверку в школах № 3 и 19 Нижневартовска. На нарушения пожаловались родители учеников.
Прокуратура города вместе со специалистами Роспотребнадзора и общественниками организовала выездную инспекцию. Однако представитель предприятия, осуществляющего процесс питания в обеих школах, отказался представить примерное меню, а также санитарные книжки сотрудников, тем самым не выполнив законное требование прокурора.
– Воспрепятствование прокурорской проверке означает, что в организации питания возможны нарушения, – сказал член регионального штаба народного фронта в Югре, депутат думы округа Владимир Зиновьев.
Редакция связалась с директором одной из школ. Выяснилось, что жалобы родителей были на прежнего поставщика из Екатеринбурга, который работал до Нового года. Сейчас школьников кормит местный комбинат питания, к которому претензий ни у детей, ни у родителей нет.
Тем не менее остается открытым вопрос, почему сотрудники столовой отказались предъявлять запрошенные прокурором документы.
Ольга Полозюкова представитель Минсельхоза России
- Прошлогодний мониторинг показал, что большая часть продуктов, которая закупается регионами для школьного питания, приходится на российское производство – 90 %, из которых 20 % – местное. Доля импорта составляет чуть больше 4–5 %.
Это фрукты, которые в России не растут (лимоны, апельсины, бананы), и некоторая доля молочной и мясной продукции, которую мы ввозим из стран ближнего зарубежья (в основном из Белоруссии).
Мы сделали запрос месяц назад: 10 регионов ответили, что вообще не используют импортную продукцию. Часть – проблем с поставками нет, и никаких мер принимать не нужно. Остальные указали: цены на продукты значительно выросли, и местные власти уже заменяют иностранные фрукты на груши и яблоки из России.
Галина Яновская представитель Роспотребнадзора
- Сейчас мы можем пересмотреть меню в школах и чуть снизить планку разнообразия, которого мы так долго добивались. Возможно, стоит заменить часть продукции, которая производится за рубежом, отечественной. И таким образом удешевить меню. Но эта цена никак не должна сказаться на качестве. Федеральную субсидию и вообще тарифы на школьное питание, конечно, нужно будет поменять в сторону увеличения.
Елена Шумилова сенатор от Республики Коми
- В школьном питании один из основных компонентов – говядина. При этом в стране явный дефицит этого сырья (40 %), что зачастую приводит к замене говядины на свинину или мясо птицы. Хотя в производстве продукции для школьного питания можно вместо нее использовать мясо северного оленя. Это экологически чистый продукт, богатый витаминным и минеральным составом.
Широкомасштабное использование оленины в школьных столовых не только позволит улучшить качество питания детей, снизить его стоимость, но и даст толчок развитию оленеводства. Сегодня необходимы полные технологические циклы переработки продукции – убой, заготовка сырья, изготовление полуфабрикатов и готовых блюд, поставка в соцучреждения.
Валентина Иванова руководитель Федерального центра мониторинга питания обучающихся
- Есть регионы, которые не могут освоить федеральную субсидию на школьное питание. Плановое значение этого показателя сейчас 25–26 %, у некоторых субъектов РФ оно не достигнуто. Югра в их число не входит.
Считаю, таким регионам вопросы роста затрат на питание из-за повышения стоимости продуктов вполне можно решить за счет полного освоения субсидии.
Опубликованных комментариев пока нет.