За круглым столом редакция «СТ» в режиме онлайн собрала представителей ведомств, которые могут помочь в самых отчаянных ситуациях. Мы озвучили основные проблемы исходя из запросов наших читателей представителям управляющей компании, психоневрологической больницы и административной комиссии. Первый помощник и главный «смотрящий» за всем, что творится в многоквартирном доме, это, конечно, управляющая компания. Такая вот палочка-выручалочка, которая подскажет, как действовать в любой ситуации.
О резиновых квартирах
Управляющие компании обязаны принять любой звонок. Это даже в их интересах. УК нужно полностью владеть ситуацией в доме. Поэтому там принимают все звонки и передают их дальше по направлению деятельности. Так что, если вы заметили, что квартира соседей становится «резиновой» и жильцы все прибывают, управляющую компанию стоит первой поставить в известность.
– Это касается не только безопасности в отношении с самими соседями. Зимой это важно при снегоуборке. Чтобы дворники и мастера понимали, чьи стоят автомобили и где искать хозяина. Важно для контролеров – специалистов, которые обходят квартиры и снимают показания с индивидуальных приборов учета. Потому что в так называемых резиновых квартирах живет по 10–15 человек. Значит, нужно начислять другие объемы потребления ресурсов – по количеству проживающих. Мы заходим вместе с соседями или с представителями совета дома в квартиру и уже описываем в соответствующем акте фактическое количество проживающих, – рассказал директор УК «Запад» Андрей Чугунов.
– У нас бывали случаи, когда привлекали к ответственности тех, кто сдавал в аренду жилые помещения для проведения увеселительных мероприятий. Превращение квартиры в гостиницу без ее перепрофилирования незаконно. К гостинице предъявляются определенные требования. По факту таких нарушений можно обращаться в службу жилищного и строительного надзора, а также в органы полиции, – добавила начальник отдела по организации работы административной комиссии администрации Сургута Роза Киричек.
Шум за стеной
Следствием работы таких подпольных гостиниц часто бывает громкий шум. Когда соседи нарушают «тихие часы», а на днях в Югре установили дополнительные часы тишины – с 19.00 до 14.00 следующего дня, – это уже считается административным правонарушением. Такие проблемы решают в МВД. Звонить нужно в отдел полиции или по номеру 112.
Административная комиссия Сургута в этом году рассмотрела почти девятьсот дел о нарушении тишины и покоя. Почти все они связаны с громким прослушиванием музыки. За год сургутяне заплатили 560 тысяч рублей административных штрафов за то, что мешали покою соседей.
– Если это шум ремонтно–строительного характера, то в интересах управляющей компании сказать спасибо обратившемуся и прийти посмотреть на характер проводимых работ. В рамках жилищного законодательства установить факт по перепланировке и переустройству – в целях безопасности проживания собственников. Наш мастер все зафиксирует, проверит документы, например, разрешение на снос той же перегородки, – поясняет директор управляющей компании.
Бывали случаи, когда ремонтников останавливали на незаконном сносе несущих стен.
Когда поведение соседей неадекватно
Вопрос с соседями, которые копят в своих квартирах мусор или устраивают из жилища зоопитомник, а то, бывает, и целый скотный двор – с курами и баранами, решить часто бывает непросто. По обращению соседей управляющая компания устанавливает и этот факт.
– Для начала мы обследуем квартиру вместе с обращающимся или с советом дома. Вместе заходим и смотрим, кто там на самом деле кукарекает или хрюкает. Затем сообщаем в соответствующие органы для принятия мер. Закон не дает нам ни прав, ни полномочий что–то делать самим. Мы можем только установить данный факт и передать его на дальнейшее рассмотрение, – поясняют в управляющей компании.
По этому факту еще можно обратиться к участковому и проконсультироваться с сотрудниками психоневрологической больницы.
Сразу оговоримся, что диагнозы людям ставят только в специализированных медучреждениях. Так что такого жильца в управляющей компании только возьмут на заметку, чтобы аккуратно вести с ним диалоги или общаться через соседей. Если сосед агрессивен и опасен, работать с ним будут полиция и медики.
– Нужно понять, в чем выражается неадекватность. Если человек ходит по подъезду с холодным оружием, выражает агрессию, обязательно нужно вызвать полицию и четко описать проблему. Скорая помощь без сотрудников полиции на такой вызов приехать не может, потому что не обладает полномочиями задерживать человека, – объяснила заместитель руководителя по медицинской части Сургутской ПНБ Наталья Чернова. – Полиция задерживает дебошира и оценивает его поступок, в случае необходимости вызывает бригаду скорой медицинской помощи.
Буйного жильца отвезут в специализированное медучреждение (психоневрологическую больницу) на медосвидетельствование. Врач оценит состояние гражданина и при необходимости ему будет оказана медицинская помощь, в соответствии с его состоянием.
– Если человек, например, регулярно кричит из окон, обзывает или угрожает прохожим, но ничего не делает, кроме вербальной агрессии, то этот вопрос стоит решать с участковым. Скорее всего, экстренный вызов полиции не потребуется, а вот консультация врача – возможно. Это будет решаться в рамках закона РФ («О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»). Ни один врач-психиатр не имеет права зайти в квартиру к человеку без его согласия и достаточных на то оснований, – обозначила Наталья Чернова. – Сам по себе факт психического нездоровья не означает, что человек может быть госпитализирован в стационар без достаточных для этого оснований. Основным критерием для недобровольной госпитализации гражданина является опасность для себя и окружающих его людей, решение принимает только врач-психиатр. Мой совет: не стоит устраивать соседских войн по любому поводу. Нужно быть внимательнее и терпимее друг к другу.
– Принудительно человек помещается в медучреждение, только если его действия угрожают жизни и здоровью граждан. А оценить это вправе органы внутренних дел. Поэтому, если возникли такие подозрения, нужно обращаться в полицию и не предпринимать самостоятельно никаких мер, потому что это очень опасно, – подтверждает начальник отдела по организации работы административной комиссии администрации Сургута Роза Киричек.
О курении на балконах
Курить в общих помещениях многоквартирного дома: на лестничных площадках, в лифте, у лифта, в холле, в подвале, на чердаке – недопустимо. Что касается собственных балконов – вопрос остается открытым.
– Прямого запрета в законе нет. Судебная практика склоняется к тому, что это возможно, если не нарушает прав проживающих по соседству граждан. То есть можно курить, если вы предпримете все меры, чтобы табачный дым не проникал в другие жилые помещения. МЧС, конечно, предупреждает и приводит статистику многочисленных пожаров из–за использования открытого огня на балконах и лоджиях. Прямого административного воздействия не имеется, но есть гражданско–правовая ответственность за имущество и здоровье, которое пострадало в результате третьих лиц. В судебном порядке можно взыскать моральный ущерб и ущерб, причиненный здоровью и имуществу в связи с действиями третьих лиц, – рассказала Роза Киричек.
На балконах запрещено разводить костры и устанавливать мангалы. Чаще всего жильцы первыми сообщают о таких случаях в управляющие компании. Они помогают людям сориентироваться в законе и перенаправляют в полицию.
Чаще всего УК берет на себя роль миротворца и усаживает конфликтующих соседей за стол переговоров. Практически каждый день возникают споры между людьми, которые не могут ужиться в многоэтажке. Жалуются даже на громко плачущих детей. Специалисты порой разводят руками: о законных часах тишины младенцам не объяснить.
– Происходит масса ситуаций для разногласий. При установке тех же шлагбаумов часто возникает спор: мол, это мое парковочное место. И два автовладельца не могут между собой решить, чье же это место. Хотя в рамках действующего законодательства оно общее. Люди часто не могут между собой договориться и приходят к нам с заявлением. Бывает, начинают друг на друга кляузничать и даже забывают, с какой проблемой пришли изначально. Мы выступаем третейским судьей в отношениях двух собственников, – делится директор УК «Запад» Андрей Чугунов. – Грустно, что жильцы порой даже не знают, как выглядит их сосед, не говоря уже чтобы какие-то знакомства завести. Поэтому по любому вопросу: кто-то громко разговаривает или кричит, где-то просто день рождения и шумно, или вешают картину, кто-то курит на балконе – идут в управляющую компанию. Хотя для начала можно по-соседски, по-человечески поговорить. Узнать, что происходит, почему так громко, может, у человека что-то случилось, может, нужно оказать помощь. Думаю, что такую человечность не стоит терять. Давайте уважать друг друга – как соседа и человека.
Проект «КоммунАльнаЯ от А до Я» реализуется при грантовой поддержке Департамента общественных связей Югры.
Опубликованных комментариев пока нет.