Примерно в середине лета специалисты Сургутского центра занятости населения оказались в замешательстве: не смогли выполнить заказ сразу нескольких работодателей, обратившихся с просьбой подобрать им сотрудников из числа молодых специалистов. Вчерашние выпускники в ЦЗН попросту не пришли. При этом уповать на то, что молодежь смогла трудоустроиться, лишь получив диплом (или даже до того), не стоит. Не секрет, что за информацией о вакансиях для вчерашних выпускников обращаются мамы и бабушки, сами выпускники используют интернет-ресурсы и интересуются вакансиями только с более высокой заработной платой, не всегда сопоставляя свои знания и опыт.
- Приходят бабушки с вопросом - а как трудоустроить внука или внучку? Мы даже предлагаем варианты, передаем информацию для потенциальных соискателей, но они - соискатели - к нам не доходят, - описала ситуацию журналисту «СТ» руководитель Центра занятости населения по Сургуту и Сургутскому району Ирина Мочалова.
Главное - правильно выбрать время
Может быть, молодежь отпугивают очереди?
- Наплыв потока посетителей бывает, предугадать его достаточно сложно. Но есть сезонные явления, например - начало сезона отпусков. Сургутяне обращаются в Центр занятости за документами, подтверждающими тот факт, что они являются иждивенцами. Чтобы супругу (супруге) оплатили проезд в льготный отпуск также на членов семьи (кстати, за такими справками лично обращаться в центр занятости не обязательно. Их можно оформить через МФЦ или в городской социальной службе. - Прим. ред.). Впрочем, в этом году количество обращений в ЦЗН и в обычное, неканикулярное время было заметно больше. Связано это с ростом увольнений по собственному желанию.
Чем это могло быть вызвано?
- Со слов опрошенных граждан, причиной является снижение заработной платы за счет премиальных. Сейчас обращаются к нам в поисках более высокой заработной платы. Я считаю, это неправильный шаг. Искать новую работу можно и не увольняясь. Хотя вариант сокращения тоже стоит учитывать.
Работодатели обращаются к вам за помощью в трудоустройстве персонала, который они вынуждены сократить?
- Есть такие. Для их сотрудников мы назначаем конкретное время, чтобы не создавать дополнительных очередей, выделяем отдельного специалиста, который занимается их регистрацией. При массовых высвобождениях формируем трехсторонний план (центр занятости - предприятие - администрация), в который включены консультирование граждан, планируемых к высвобождению: информирование о положении на рынке труда (уделяется внимание востребованным специальностям, заработной плате), об услугах службы занятости, основах законодательства о труде и занятости, о ярмарках вакансий. Ну и, собственно, информация о вакансиях. Но, как правило, людей, обращающихся к нам по сокращению, интересует только сохранение средней заработной платы в течение шести месяцев. Всеми правдами, а иногда и неправдами, стараются получить такую возможность.
Справочная служба или кадровое агентство?
Вопрос на понимание: центр оказывает услуги по подбору вакансий, чем сегодня занимаются кадровые агентства? Или только оформляет справки?
- Мы и созданы для того, чтобы помогать людям находить работу! У работодателя есть возможность получить бесплатную государственную услугу и подобрать работников, обратившись в центр занятости или, не выходя из офиса, воспользоваться интернет-ресурсами и разместить информацию о свободных вакансиях на сайте. Во всех случаях информация вносится в банк вакансий и доступна для соискателей. Только при обращении работодателей в центр занятости сразу проводится подбор кандидатов из числа граждан, зарегистрированных в поиске работы, и предоставляется возможность в кратчайшие сроки пригласить на собеседование кандидатов на заявленную вакансию. А при размещении на сайте соискатели сами находят интересующую вакансию и обращаются по вопросу трудоустройства к работодателю. Можно воспользоваться банком соискателей, составленным на основании заполненных резюме, что, соответственно, увеличивает возможность оперативного подбора работника.
К сожалению, не все пользуются этим банком данных, хотя он очень интересен для обеих сторон рынка труда.
Как вы на деле, а не только информационно, помогаете сбалансировать спрос и предложение?
Расскажите подробнее о программах подготовки и переподготовки.
- В перечне специальностей, по которым мы проводим профессиональную подготовку или переобучение, около сорока профессий - тех, которые востребованы на местном рынке труда работодателями. Удовлетворить «я хочу» соискателей мы не можем. Обучать нужно тем специальностям, по которым можно трудоустроиться. Кроме того, профессиональное обучение - это услуга, которую центр занятости закупает в рамках 44-го федерального закона через аукцион у образовательных учреждений. Перечень профессий формируется с учетом потребностей у работодателей, условия согласовываются на уровне округа.
И много сургутян обучили по этой программе?
- Вышестоящей организацией доводится численность - по 240-250 человек в год. В результате проведения аукционов появляется возможность обучить больше граждан.
К примеру, в прошлом году запланировано обучение 240 человек, обучено 299. На этот год планировали 237 человек обучить, а уже направлены 274.
Было бы желание - работа найдется
Эти затраты бюджета оправдывают себя?
- К сожалению, не всегда. Для некоторых студентов «корочки» важнее самой возможности получить знания. Нет понимания того, что эта учеба - прежде всего ради трудоустройства. Кстати, такие возможности работодатели нередко предлагают еще в период обучения, даже приходят на квалификационные экзамены. Но нередко уходят ни с чем. Точнее - ни с кем. Не видят у потенциальных сотрудников большого желания работать… Для того чтобы наработать опыт и навыки и стать востребованным, необходимо с чего-то начать. Однако в Сургуте даже вчерашний выпускник без опыта работы в анкете указывает желаемую зарплату не менее 30-35 тысяч рублей. Но работодатели таких зарплат начинающим не предлагают. При поиске работы это стоит учитывать.
Работодатель рассматривает такие анкеты?
С необоснованными запросами…
- Рассматривает. И мы разъяснительную работу проводим. У нас есть специальные услуги - информирование о положении на рынке труда, социальная адаптация на рынке труда, профессиональная ориентация, психологическая поддержка. В их рамках мы и объясняем, какие навыки сколько могут стоить, как искать и как выбирать работу. Мы помогаем сориентироваться в мире профессий. Психолог Центра занятости помогает правильно понять человеку соотношение «я могу» и «я хочу», разобраться в специфике профессий, их содержания, требованиях. Очень часто бывает так, что человеку может нравиться просто название, к примеру - кадровик (очень часто). А по факту выясняется, что он не только не может, но и не хочет работать по такой профессии! Некоторые вообще приходят к нам, имея за плечами только аттестат о школьном образовании, иногда неполном. И никакого опыта. Но негодуют, когда им предлагают неквалифицированный труд: кухонной рабочей, уборщика и т.п.
А бывает так, что человек и хочет (профессию с вашей помощью выбрал правильно), и может (успешно окончил курсы), а трудоустроиться не получается?
- Это вряд ли. Кстати, некоторые наши граждане заканчивают обучение уже по четвертому разряду, это очень неплохо. Работодатели таких кандидатов - заинтересованных в работе - разбирают влет. К тому же еще раз подчеркну: мы обучаем только по самым актуальным профессиям на сегодняшний день. Востребованным на рынке труда.
Опубликованных комментариев пока нет.