Выдержанная в росе
Береста до сих пор служит северянам как один из самых практичных и безопасных материалов для создания уюта в жилищах. В энциклопедии автономного округа «Югория» от 2000 года упоминается, что раньше коренные народы применяли берестяные полотнища для изготовления лодок, покрытия чумов, детских колыбелей и красящего отвара. Использовалась даже сырая береста, выдержанная в росистой траве. Из нее мастера могли сделать и «набирушку» для ягод, и коробку, и люльку.
– Чтобы сделать «набирушку» для ягод, можно взять, к примеру, пласт высотой около 45 сантиметров и шириной 30–36 сантиметров, согнуть его пополам, края срезать – и можно начинать шить. Перед использованием бересту чистят с наружной стороны, чтобы избавиться от мусора, – делится подробностями Зоя Тарлина из села Казым Белоярского района. Она – член семейной родовой общины, занимается берестяным ремеслом около 15 лет.
Оказалось, береста – водонепроницаемый материал, устойчивый к гниению, поэтому она может храниться веками.
– Готовые изделия хорошо хранятся в комнатных условиях. Единственное – бересту не стоит держать во влажном месте: может отсыреть и в итоге заплесневеть. Лучше всего берестяные полотнища сворачивать в рулон. Если не свернуть, береста может скрутиться, – комментирует Зоя Никоновна.
В свое время
Кажется, что в лес за берестой можно ходить круглый год, но это суждение ошибочно. Следует учитывать не только время года, но и погодные условия, а также «готовность» самого дерева.
– Если нужна береста на зимнее время, тогда ее снимают осенью до заморозков, а если на лето, то весной – во время сокодвижения. Как сок прекращает бежать – кора прилипает к стволу, – говорит эксперт. – Сначала мастер присматривается к самому дереву, ствол которого должен быть прямым. Чем меньше черных пятен на коре, тем лучше. Сборщик в первую очередь делает небольшой надрез, несильно нажимая на нож. После руками нужно снять по кругу бересту.
В основном заготовка производится весной и осенью. Однако летом добывать бересту тоже можно, хотя по текстуре она уже будет отличаться.
– Летнюю, светлую бересту тоже используют, но по ней не выскабливается узор. Она тонкая и мягкая. Узоры прорисовываются на той бересте, которую снимают осенью и весной, – она темная. Тем не менее, с летней берестой тоже работают, – говорит наша собеседница.
Вязь узоров
– Любой орнамент имеет несколько функций. Для традиционных культур, как показывают исследования, на первом месте – магическая, то есть каждый орнамент защищает или дает изобилие. Другая функция – коммуникативная. По узорам люди быстро узнавали, к какой группе принадлежит тот или иной человек. И третья функция – эстетическая. Ведь орнамент прежде всего – это искусство ритма, – поясняет доцент ЮГУ, кандидат исторических наук Татьяна Молданова.
На берестяных изделиях изображается ряд орнаментов коренных малочисленных народов округа: и медведь, и шишка, и лягушка, и даже змея. По словам эксперта, изображение медведя было сакральным, олицетворяющим всю охотничью культуру и мужскую силу. Шишка же – это женский сакральный узор, он олицетворял беременную женщину. А змея – главный символ опасной связи с духами самого высокого ранга. Часто на люльке прорисовывается орнамент «глухарка сна», он, как и другие узоры, неспроста наносится на детскую кроватку.
– Известно, что у ханты и манси существовало четыре души у женщин и пять у мужчин. «Глухарка сна» представляла одну из «душ». Считалось, что во время сна она покидала человека, потому что любила странствовать, отсюда и берутся сны. А на смену ей прилетала и охраняла человека «глухарка сна». Пока человек не спит, глухарка у женщин или глухарь у мужчины живет в лесу. Поэтому на спинке люльки обязательно нужно было изображать именно «глухарку сна». К взрослому она уже привыкла, а к малышу надо было приучить, – рассказывает Татьяна Александровна.
Дар дерева
Есть распространенное опасение, что сборщик, снимая березовую кору, вредит самому дереву. Но это не так, если человек аккуратен в своих действиях.
– Со временем кора нарастает, но в течение нескольких лет. Дерево, конечно, не погибает. На том месте, где снята береста, остается слой, если его не повредить, тогда береза будет жить, – уверяет Зоя Никоновна.
Сегодня не так много людей занимается берестяным промыслом. Поменялось отношение к природе, ручной работе и творчеству.
– Работа с берестой – очень хлопотно. Ведь нужно сначала сходить в лес, добыть бересту, затем ее почистить и только потом шить вещь. Но опять же, чтобы что-то сшить, необходимо добыть корни кедра и прутья черемухи.
Но все-таки береста остается одним из важнейших поделочных материалов для коренных малочисленных народов округа, а значит, есть надежда на возрождение ремесла. Ведь постепенно люди возвращаются к своим истокам, вспоминают традиции народа. Перед молодежью стоит задача – сохранить уникальное видение мира коренных народов и культурное наследие своих предков.
Кстати
На прошедшем в Екатеринбурге федеральном этапе конкурса профессионального мастерства «Славим человека труда!» Уральского федерального округа в отрасли «Народные художественные промыслы» 38 ремесленников, художников, мастеров традиционных промыслов из шести регионов боролись в пяти номинациях за победу.
Югру представляли народный мастер России Яков Тарлин и самобытный мастер северных традиций Зоя Тарлина из села Казым Белоярского района.
– Соперничество было непростым, критерии отбора – сложными, задания – конкретными, время изготовления предметов ограничено. А результат для наших земляков стал просто замечательным. Зоя Тарлина победила в номинации «Лучший мастер по художественной обработке дерева (берестяной промысел)», изготовив люльку. А в номинации «Лучший мастер по художественной обработке дерева (резьба по дереву)» диплом второй степени завоевал Яков Тарлин, – сообщил директор департамента культуры Югры Артур Латыпов.
Опубликованных комментариев пока нет.