В преддверии 80-летия Победы в Великой Отечественной войне вспомним несколько военных и мирных историй, которые наполняют гордостью за людей, которые приближали этот день как могли.
Как танки реку перешли
В ноябре 1942 года дивизия генерала Мухина Центрального фронта получила приказ подготовиться к наступлению. Но от врага танкистов отделяла река, нужен мост, но как его построить, если наши позиции были видны, как на ладони? Инженер дивизии Сосновкин взял сутки на размышления и придумал, что построит самый обычный мост, только под водой. А бревна для моста можно готовить на вражеской стороне: крутой обрыв не давал ему возможности видеть, что делается у него под носом. Ноябрьскими ночами, по грудь в ледяной воде, наши бойцы сплавляли стройматериал к месту возведения подводного моста, ведь строили его невидимым – ниже воды сантиметров на пятьдесят. На воде появилась ледяная корка, об нее в кровь резали руки, а ноги замерзали так, что в блиндажах утром ничто не могло отогреть дрожавших в ледяном ознобе людей.
Пока мост под водой тихонько рос, для танкистов установили ряжи в лесу – копии тех, что под водой, по которым тяжелые машины тренировались перебираться почти вслепую, ориентируясь лишь на вешки по обочинам. И вот настал день наступления.
На рассвете под грохот сотен наших орудий танки на глазах пораженных немцев двинулись прямо на лед, который по всем законам физики никак не мог их выдержать, но почему-то держал, и грозные машины выбирались на вражеский берег, который через несколько минут снова стал нашим.
Как «Алеша» у Авдеевки поднялся
В сентябре 1943 года части Красной армии освободили от оккупации фашистскими войсками город Сталино (Донецк), выбили врага из населенных пунктов Райское, Грузское и Авдеевка. В братской могиле остались герои тех боев: лейтенант Григорий Дмитриевич Спицын (1919–1943), рядовой Иван Иванович Базалий (1924–1943), медсестра Мария Ивановна Хатнюк (1924–1943). Рядом – могила авдеевцев-железнодорожников Донецкой магистрали, убитых фашистами: Сергея Антоновича Лутая (1888–1943) и Алексея Семеновича Васильева (1907–1943).
Здесь, в парке железнодорожников, напротив жд/станции «Авдеевка», в 1959 году был установлен памятник со скульптурой советского солдата. С тех пор его никто не ремонтировал: сначала по нему пошли трещины, затем начали откалываться части. А уже в наши дни, во время обстрелов, часто по нему попадали осколки от снарядов и мин.
Почти пять месяцев шли бои с неонацистами за Авдеевку, и флаг России в знак освобождения установили именно на разрушенном обелиске. Советский солдат «Алеша» дождался своих, хоть и в плачевном состоянии, облитый краской, но не побежденный.
Благодаря бойцам батальона «Югра», всем югорчанам и жителям России, кто вложился в идею восстановления, 9 мая 2024 года памятник советским воинам обрел жизнь: новую скульптуру – точную копию оригинала – выполнили из стеклофибробетона и смонтировали на месте. Сегодня он снова упрямо стоит на постаменте. Непобежденный и непокоренный.

Как у детей украли детство
Во время войны на Север эвакуировали из Ленинграда детские дома. Размещали их в поселках по берегам Оби.
«…Мама моя той осенью и зимой некоторое время работала в детском доме воспитателем, и я к ней приходила на работу. В детском доме теплее было, чем у нас дома, там я и грелась. Однажды мама проводила занятия в дошкольной группе по теме «Зима». Мама задает вопрос детям: «Что падает зимой с неба?» – и готовит следующий: «А какой бывает снег?»
Но один из малышей тихо сказал: «Бомбы».
Мама растерялась. Мы в глубоком тылу о бомбежках знали только из газет и радио. Потом как-то собралась и говорит:
– Правильно! А что еще?
– Снаряды, – быстро ответил другой малыш.
– Хорошо, – вздохнула она, хотя уж чего тут хорошего, когда снаряды падают… – А еще что?
– Осколки! – хором закричали остальные дети...
Мы тогда многое услышали, только не про снег. Про то, как падают с верхних разрушенных этажей кирпичи и куски штукатурки, доски и остатки мебели, куски железа и стекла…»
И сегодня дети войны продолжают рассказывать про свое несбывшееся детство, про то, как спасались. Чтобы не повторилось. Чтобы помнили.
Как Иван Ивана спас
Это история про нашего современника, о ней много рассказывали, но, может, кто не слышал… Началась она в Восточной Пруссии с того, что осколок снаряда смертельно ранил Ивана Даниловича Черняховского – дважды Героя Советского Союза, самого молодого армейского генерала, которому прочили маршальские погоны. Это случилось 18 февраля 1945 года, ему перевалило за 37 лет – роковая дата для многих известных людей России.
По просьбе литовского правительства и приказу Иосифа Сталина героя похоронили в Вильнюсе, которому он подарил свободу от нацистов. Через несколько лет над могилой воздвигли бронзовый памятник. А в 1991 году литовская власть потребовала забрать останки генерала, снесла фигуру с постамента и объявила о плане утилизации монумента.
Тем временем, как говорят, об этом узнали в совете ветеранов Воронежа, интерес к судьбе Черняховского был вызван тем, что этот город тоже освобождали войска под командованием генерала. Международная переписка по возвращению памятника никаких результатов не дала.
Тогда Иван Петрович Чухнов, сын танкиста-фронтовика, руководитель городского отдела культуры, взял отпуск и отправился в Вильнюс, чтобы на месте решить, что можно сделать для спасения монумента прославленному военачальнику. В мэрии Вильнюса он получил от ворот поворот, и тогда судьба привела его к командиру воинской части, собиравшейся возвращаться в Россию. Всю ночь просидели за дружеским столом чиновник и полковник и разработали дерзкий план «войсковой операции».
Заключался он в том, чтобы под покровом ночи бронзовую фигуру, которую, по счастью, никто не охранял, погрузить на машину, спрятать на территории части и как можно быстрее, как армейский груз, отправить на Родину…
9 мая 1993 года на площади главного железнодорожного вокзала Воронежа был открыт памятник легендарному командующему 3-м Белорусским фронтом Ивану Даниловичу Черняховскому.
Опубликованных комментариев пока нет.