В дорогу дальнюю
Всю жизнь наш герой провел в дороге. Сначала он перемещался по земле.
Родился в крестьянской семье 25 октября 1918 года в селе Серебряное Горьковского района Омской области. После семилетки получил мирную профессию и работал бухгалтером в сберкассе Ханты-Мансийска. С осенним призывом 1938 года в Рабоче-крестьянскую Красную армию ушел служить в Хабаровский край. В Благовещенске, в гаубичном артиллеристском полку, он дослужился до звания старшины батареи. Был на хорошем счету и получил направление в Иркутское военное авиационно-техническое училище.
Вот что мы читаем в его комсомольской характеристике: «В комсомоле с 1932 года. Учится на хорошо и отлично. Предан партии Ленина – Сталина. В культмассовой работе активно участвует, на комсомольских собраниях выступает. Морально устойчив и выдержан. Газеты ежедневно читает, а также художественную литературу». После окончания училища весной 1941 года Ивана Щеткина направляют в Петровск Куйбышевской области, где он служит авиатехником звена управления 15-го запасного авиаполка. Здесь его и застала война.
В марте 1942 года было принято решение о переподготовке старшины Щеткина в Уфимской школе летчиков.
Пускай судьба забросит нас далеко
В октябре 1942 года наш герой уже совершает боевые вылеты. Он воздушный стрелок-бомбардир. Его аэродром находится в Ногинске под Москвой, потом в Алатыре Чувашской АССР. По мере наступления нашей армии военные аэродромы передвигались ближе к Германии. Уже в апреле 1943 года их корпус приписан к Юго-Западному фронту. В марте 1944 старшина Щеткин стал пилотом 197-й штурмовой авиадивизии 16-й Воздушной армии 1-го Украинского фронта, которая в 1945 году вела воздушные бои над Германией.
Здесь он и получил ранение.
– Весной 1945 года отец был ранен. Его самолет сбили немцы в бою над Германией. Месяц он лежал в госпитале № 3863 в городе Фюрстенвальде, – рассказывает 84-летняя Альбина Ивановна Иванова, дочь Ивана Яковлевича. – У него было обожжено лицо и оба предплечья. Хорошо, что осколок не задел жизненно важные органы. В справке из госпиталя сказано: «слепое осколочное ранение мягких тканей правого ребра». Победу он встретил в Берлине.
За войну Иван Яковлевич налетал 1 120 часов. Награжден орденом Отечественной войны II степени, орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», получил три благодарности от товарища Сталина.
Был демобилизован в октябре 1945 года. И вернулся в родной Ханты-Мансийск.
Мне сверху видно все
Дорога от Берлина была намного «короче», чем до него. Уже 6 декабря 1945 года пилота Щеткина, прибывшего из войсковой части по демобилизации, зачислили в Тюменский авиаотряд № 4 Всесоюзного треста лесной авиации. Он состоял в штате Самаровского (аэро)гидропорта и был лесным летчиком-наблюдателем.
Ивану Яковлевичу были разрешены полеты на По-2, У-2, УТ-2, С-2, Ш-2, СП, Ил-2, Як-6. Это почти все имеющиеся типы воздушных судов того времени.
Три года наблюдал он с высоты за лесными пожарами и налетал 1 470 часов. Затем спустился с небес на землю. По зову сердца и Осоавиахима (советская общественно-политическая организация – Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству) работал инструктором по противовоздушной и противохимической обороне Молотовского райсовета в Свердловске. После закрытия организации Иван Яковлевич посвятил свою жизнь мирным профессиям. Был бухгалтером, экономистом, техником. Приложил свою руку к делу кинофикации и заведовал детской технической станцией.
Мы парни бравые
– Мы жили в двухэтажном доме № 44 по улице Ленина. Папа дружил с соседями, такими же фронтовиками, как он. В 42-м доме жил Мезенин Алексей Андреевич, а в 40-м – Борщов Николай Иванович. Эти неблагоустроенные дома были возле Дома быта, их снесли и на этом месте выстроили большой красивый дом, – вспоминает Альбина Ивановна. – Каждый год на 9 Мая они собирались у нас дома. День Победы для папы и нашей семьи был святой праздник. Они кушали, выпивали, вспоминали военные годы, а потом всегда пели любимую папину песню: «Пора в путь-дорогу, в дорогу дальнюю, дальнюю, дальнюю идем. Над милым порогом качну серебряным тебе крылом...»
Это песня летчиков из фильма «Небесный тихоход». Про то, как молоденькие девушки выходили на боевые задания на фанерных самолетах У-2 и мужчины летали на истребителях и бомбардировщиках. О том, как бравые пилоты сдали неприступные крепости своих сердец смелым летчицам и поняли, как важен маленький тихий самолет на войне.
Альбина Ивановна вспоминает, что отец очень хорошо рисовал.
– Раньше предметами роскоши особо не торговали, а уюта в доме хотелось. И вот по ночам папа расстилал на столе ткань и рисовал… ковер. Потом он висел над моей детской кроваткой, там был изображен пруд, по которому плавали лебеди. Это был мой самый любимый ковер, – рассказывает дочь героя войны. – Мне не передался по наследству талант художника, но зато я так же каллиграфически пишу, как он.
В том, что почерк у Ивана Яковлевича Щеткина и впрямь каллиграфический, мы убедились, перелистывая его документы, которые сдала в архив Альбина Ивановна.
Валентина Баринова инспектор архивного отдела управления культуры администрации Ханты-Мансийска
- В 2020 году к нам поступили документы Ивана Яковлевича Щеткина. Даритель – его дочь Альбина Ивановна Иванова. Их ценность заключается в том, что это не копии, а оригиналы. Среди 70 сданных документов есть и собственноручно написанная автобиография героя войны, его трудовая книжка, много справок из различных ведомств, характеристик. Интерес представляет и сама папка «Личное дело», начатая в 1937 году, в которой хранились бумаги. Это поистине уникальный дар. Конечно же, мы решили показать наиболее интересные документы на выставке, приуроченной ко Дню Победы.
Опубликованных комментариев пока нет.