Напомним, что проект Фонда поддержки предпринимательства Югры, конкретнее – его структуры - «Центр инноваций в социальной сфере», в этом году приобрел небывалый размах. По всей Югре было сформировано 11 групп практически во всех муниципалитетах автономного округа (в том числе одна дистанционная), заявки на обучение подали 550 человек. В июне состоится публичная защита социальных проектов выпускников Школы.
Не исключено, что до защиты дойдут не все участники, ведь, как показывает практика, бизнес-интенсив с обязательным выполнением домашних работ пройти под силу далеко не каждому: не хватает настойчивости, мотивации. Школа социального предпринимательства – это своего рода «сито», отсеивающее мечтателей, не готовых вкладываться в свой же собственный проект.
Просчитывать каждый шаг
- Это и хорошо. А представьте: человек на ровном месте решил начать собственное дело – бросил работу, залез в долги... И не пошло: не хватило настойчивости, сил. Или приоритеты изменились – вдруг, к примеру, семья оказалась на первом месте… Что тогда? – рассуждает бизнес-тренер одной из сургутских групп Алик Галин.
И с группой этого бизнес-тренера, и с ним самим (в прошлом – банковским специалистом) постоянные читатели рубрики «Наше дело» уже знакомы: она (группа) стала одним из героев данного информационного проекта «СТ», а автор рубрики – одной из ее студенток. На прошлой неделе у сургутян состоялась третья сессия (всего их в программе Школы пять), посвященная теме «Финансы».
- Но не бухгалтерскому – для налоговой инспекции, а именно предпринимательскому, если хотите, управленческому учету, - уточнил бизнес-тренер. – Услуги бухгалтера предприниматель легко может заказать, в том числе и по аутсорсингу, предложений на рынке множество. А вот вести учет именно для себя, с пониманием того, на каком этапе развития находится компания на данный момент и что с ней случится хотя бы завтра, как показывает практика, может далеко не каждый даже действующий предприниматель, - пояснил Галин задачи сессии.
- Как это?
- Такова реальность. Нередко предприниматель даже не понимает, сколько его компания зарабатывает в действительности. Как следствие – нет возможности копить средства для дальнейших реинвестиций. Да и отказ в кредите из банка происходит в основном по этой причине. Но самая глобальная проблема – предпринимателю вечно не хватает денег даже на текущие расходы. Когда я работал в банке, самым частым ответом предпринимателей на вопрос: «Когда вам нужны деньги?» - было слово «Вчера». А на вопрос: «Сколько надо конкретно?» - ответ звучал: «Сколько сможете». Или даже - «Чем больше, тем лучше». Никакой конкретики, а банкиры этого очень не любят. Насколько знаю, эта ситуация не изменилась и сегодня.
- Чем это чревато?
- Банкротством.
- В чем корень этой проблемы? Не хотят считать?
- По большому счету, не умеют. У данного вида учета свои инструменты, о которых многие предприниматели просто не знают. В школьной программе этого предмета нет, а в университетской он слишком перегружен. Да и применять в повседневной жизни систему учета, которой учат в вузе, слишком трудозатратно. Программу финансового анализа, которую мы даем в Школе, использовать в предпринимательской деятельности гораздо проще, это под силу даже новичку. Главное – заниматься этим регулярно. На сессии, кстати, мы именно считали. Решали конкретные задачи, а потом вместе разбирали правильность действий.
Естественный отбор
- Условия задач были конкретными или отвлеченными? «У Пети было яблоко...» или все же фрагмент конкретного бизнес-плана хотя бы одного из ваших студентов?
- Считали «Петины яблоки». Второй вариант – конкретные бизнес-планы – пока уравнения, а не задачи: в условии слишком много неизвестных. Пока большая часть группы только анализирует рынок на предмет, будет ли востребована их бизнес-идея, велика ли конкуренция и так далее. Четкого понимания возможного объема продаж услуги или товара пока нет. Хотя некоторым участникам Школы уже есть что считать: часть проектов даже начала реализовываться. Домашнее задание для всех – просчитать свой конкретный проект.
- Даже тем, кому считать пока нечего? Какой в этом смысл?
- Точность прогноза даже в этих условиях – со многими неизвестными – составляет процентов семьдесят. Это немало. По крайней мере, можно понять, стоит ли заниматься этим проектом в принципе. Отказаться от убыточной идеи и тем самым защитить себя от финансовых потерь. И наоборот.
- Наоборот - это как?
- Иногда кажется, что идея никакой прибыли принести не может в принципе. А начнешь ее реализовывать, оказывается – она очень востребована. У нас в группе, кстати, есть такой проект. Мне сложно его сформулировать – автор сама с названием до конца не определилась. Суть примерно такая: тьюторство в сфере дополнительного образования и помощь в формировании индивидуальной культурной программы. Лично я сперва к этой идее отнесся скептически: кому нужна эта услуга, есть ведь множество сайтов – сиди и выбирай, в какую школу пойти, на какой концерт или постановку. Но когда я увидел кейсы этой девушки, уже реализованные, мнение изменилось. Она действительно помогла очень многим: более сорока клиентам за неполный год. И это притом, что данный вид деятельности для участницы Школы не основной. Услуга оказалась очень востребованной: она ведь не просто делала подборку учреждений дополнительного образования по видам деятельности, а изучала психологию ребенка, предлагала варианты именно для него, вплоть до того, что рекомендовала конкретного преподавателя, совместимого с этим ребенком по темпераменту. Югорчане очень довольны – отзывы я изучил лично.
- Есть проекты, в жизнеспособности которых вы не сомневались изначально?
- Тоже есть. Прежде всего, потому что учащиеся реализовывали их в той или иной мере до прихода в Школу. К примеру, проект по трудоустройству граждан, освободившихся из мест лишения свободы. Молодой человек не просто реализовал его сам, но и привлек к сотрудничеству Центр занятости населения. То есть самостоятельно проделал часть работы, механизмам выполнения которой мы учим среди прочего в Школе.
- Кстати, оцените энтузиазм студентов. Мне кажется, что часть «сдулась»? Во всяком случае, состав группы меньше, чем на первой сессии.
- Это действительно так, что вполне нормально! Одной идеи для настоящей мотивации недостаточно. Когда человек на практике сталкивается с особенностями предпринимательской деятельности: должен сам ходить изучать рынок, стучаться в чужие двери, общаться с незнакомыми людьми, - оптимизм часто падает. А «погонщика» в лице руководителя, как это принято у работников по найму, в данном случае нет. Конечно, я пытаюсь поддержать «потухающих» во время индивидуальных занятий, объясняю, что все это – неотъемлемая часть предпринимательской деятельности. Кто-то воодушевляется и идет дальше. Но не все. В этом и есть еще один большой плюс нашей Школы. Мы не только учим людей, как создать собственное успешное дело, которое принесло бы еще и социальную пользу жителям Югры. Мы даем возможность прочувствовать изнанку жизни бизнесмена в «демоверсии», проверить свою способность продавать, договариваться, да и просто находить внутренние ресурсы для работы 25 часов в сутки. Многим это не под силу. И лучше узнать об этом на берегу.
Опубликованных комментариев пока нет.