Последние новости

13:50

Муниципалитеты Югры получат 20 млрд рублей на софинансирование капитальных вложений

13:28

В Сургут на реабилитацию прибыли дети из Макеевки

13:17

На обновление Угутского краеведческого музея направили около 5,5 миллионов рублей

17 июля

Павел Завальный: «Проект «Доброслужащий» создает политиков нового времени»

12:50

В Югре открыт набор на акселераторскую программу «Формула роста»

12:28

Росгвардейцы провели занятие в детском лагере «Спецназ Дети»

12:22

Жители 17 домов Пыть-Яха будут оплачивать расходы на содержание и ремонт общего имущества по пл...

16 июля

Руслан Кухарук посетил ДНР с рабочей поездкой

12:13

«Югра» стартует в регулярном чемпионате ВХЛ домашним матчем с тюменским «Рубином»

12:04

ВТБ фиксирует рост спроса на ИЖС в Югре в 18 раз

11:46

В Сургуте пройдет «Морской фестиваль»

16 июля

Контрактники из Югры зарабатывают 4 000 000 рублей за 12 месяцев

11:42

На старт заплывов X-Waters Ugra выйдут около 300 спортсменов

09:55

Операторы фонда «Защитники Отечества» приняли почти 110 тысяч звонков

09:36

Азат Ислаев: «Стройкомплекс Югры уже включен в нацпроект «Молодежь и дети»

16 июля

Ханты-Мансийск попал в десятку городов-лидеров по объемам ввода жилья

Читать все новости

Как археолог из Югры откапывает историю

Общество
24 февраля 2022 15:41

Александр Кениг занимается археологией с 1988 года. За это время он раскопал множество древних предметов на территории Югры. Мы считаем, что он тоже защищает страну – точнее, сохраняет. И на своем примере вырастил целое поколение таких же хранителей истории.


Три попытки уйти
Удивительно, но археологом Александр стал случайно. В школе ему нравилась история, учительница пророчила будущее в этой сфере. Но с детства он «болел» техникой, машинами и поступил в индустриальный институт.


– Но с геометрией и черчением у меня возникли трудности. Я забрал документы. Тогда моя сестра училась на историка в Тобольске. Съездил пару раз к ней в гости и проникся историческим духом, – вспоминает югорчанин. – На следующий год поступил, познакомился с молодыми преподавателями, археологами, этнографами. И вот уже больше 30 лет занимаюсь этим делом.
К слову, за 30 лет он три раза пытался уйти из профессии. Например, сразу после окончания вуза, в переломные 90-е, заработать учителю истории было сложно. Тогда он впервые подался в коммерцию. Потом поступил в аспирантуру еще на три года. Все попытки уйти были связаны с материальными трудностями.
– Я преподавал, но хотел не просто читать лекции, а изучать живой материал. И меня пригласили в Ханты-Мансийск, в центр охраны культурного наследия, и здесь я совместил научную, производственную, преподавательскую деятельность. Я и книги писал, и занимался музейной работой. Появилась возможность зарабатывать. Все встало на свои места, наступила гармония, когда ты занимаешься любимым делом и это позволяет тебе обеспечивать себя. В этом смысле я считаю себя счастливым человеком. У меня хобби стало работой, – рассказывает Александр.
Сегодня он со своей командой реализует сразу три гранта. Один из них – президентский. Археологи готовят каталог находок из раскопок могильника «Горноправдинский».
– В нашем округе и в целом северо-западной Сибири большая часть культурного наследия – это памятники археологии: то, что находится в земле. На втором месте – наследие культуры коренных народов Севера. А вот архитектуры у нас крайне мало. Археология и этнография – это два направления нашей работы, – поясняет Александр.


Факт: синтез культур
Современный поселок Горноправдинск – ранее село Филинское – историческое место. С начала XVIII века на его территории располагалась ямская слобода. С 2007 года ученые несколько полевых сезонов проводили на этом памятнике противоаварийные, спасательные работы.
– В 2007 году моя коллега гостила там у родственников, прошлась по берегу и увидела торчащие из обрыва деревянные гробы. Археолог сразу поняла, что это древний могильник. Село располагалось на берегу Иртыша, где идет активное разрушение береговой террасы. Большая часть уже обрушилась. У нас есть план этого места второй половины XIX века, там было кладбище и церковь, – отмечает историк.
Он рассказывает, что раскопали два вида захоронений: это деревянные гробы, к каким мы привыкли в современности; а в XVIII веке изготовление досок было проблематичным, поэтому брали цельный ствол дерева, например осины или ели, выдалбливали его, клали покойного в одну часть и накрывали его второй – «крышкой».
В 1950-е годы старожилы не знали об этом кладбище. В начале XX века были две революции, Гражданская война, и, по словам Александра, после войны население села быстро сменилось. Однако местные рассказали ему, что здесь, на берегу, в 50-е строили четырехквартирный дом, и его жители говорили, что во время строительных работ видели эти колоды, но не вдавались в подробности.
Уникальность памятника в том, что по всем атрибутам это православный могильник. Но встречаются в нем и элементы одежды обских угров.
– В русской православной традиции не хоронят в одежде с пуговицами, украшениями из бисера. Сколько бы представители православия ни говорили, что так никогда не хоронили, мы находим, что есть такая одежда и православный крест. Археология дает факт. Это симбиоз культур: пришлой – русской и местной – обско-угорской. На протяжении столетий этого взаимодействия формировалась «новая культура». Были семьи, роды, которые сохраняли традиции. Но происходили и межэтнические браки, дети не понимали, чем одно отличается от другого, поэтому проект направлен на изучение взаимодействия культур на Обь-Иртышском Севере, – рассказывает автор инициативы.


Хорошо сохранились
Такие работы называются спасательными, противоаварийными, потому что этот объект культурного наследия, памятник археологии мог исчезнуть из-за естественного обрушения береговой линии. Задача ученых – сохранить хотя бы какую-то информацию.
– Специально копать не будешь. Если бы он не разрушался – то и чего его трогать? Это памятник культурного наследия, святыня. Можно сказать, что это вынужденные раскопки, – объясняет археолог. – Материал очень интересный, и в наших музеях мало экспонатов о русском православном населении наших территорий XVIII–XIX веков. Мы откопали около 50 захоронений.
Вторая особенность памятника – в нем сохранились органические материалы: кожа, ткань, дерево, береста. Такие находки очень редки, поскольку органика быстро разлагается. Однако на этом объекте суглинистый грунт, пропитанный весенними и осенними водами, и он замерзал на двухметровой глубине. Этот замерзший слой позволил органическим предметам сохраниться. Среди находок – бусы, кресты, кожаные сапоги, платья, целое пальто, халаты, мундир.
На раскопки с командой проекта ездила реставратор из Новосибирска. Его роль нельзя переоценить: как только находки из органических материалов попадают на свежий воздух, происходит реакция окисления, и их тут же нужно обработать специальными препаратами, чтобы предотвратить разложение. Бывает, видишь предмет, например деревянный или берестяной, немного солнца и ветра – и он сразу превращается в труху.
Теперь, благодаря проекту Александра, все находки хранятся в Музее Природы и Человека в Ханты-Мансийске. Но так как из-за пандемии учреждения культуры работают с ограничениями, он решил создать каталог с находками и электронное издание. Югорчанин вырастил уже целое поколение историков, которых «заразил» археологией. Вместе со своим учителем они вместе сохраняют культурное наследие страны.

Это интересно
Археологи провели раскопки перед реставрацией и благоустройством каменной церкви 1836 года. Александр говорит, что у церкви сложная судьба: в 1930-е годы ее разрушили из-за борьбы с религией, а в 60-е, когда Филинское переименовали в Горноправдинск, туда пришли нефтяники, в церкви устроили слесарные мастерские, а на территории возле нее стояла тяжелая техника, трактора, тягачи, трубоукладчики.
– Когда мы начали раскопки, слой земли был очень плотный и пропитанный соляркой, мазутом. А захоронения были как бы раздавлены, несмотря на то, что глубина – около двух метров. Отец Сергий с пониманием относился к раскопкам, помогал и в процессе провел литургию вместе с прихожанами. Останки погребенных мы передали ему, и, когда церковь отреставрировали, за ней, в березовой рощице, перезахоронили найденных. Было девять захоронений – по всей видимости, семьи священнослужителей: мужчины, женщины и дети, – рассказывает археолог.

0
0
0
0
0

Опубликованных комментариев пока нет.


Последние новости

13:50

Муниципалитеты Югры получат 20 млрд рублей на софинансирование капитальных вложений

13:28

В Сургут на реабилитацию прибыли дети из Макеевки

13:17

На обновление Угутского краеведческого музея направили около 5,5 миллионов рублей

17 июля

Павел Завальный: «Проект «Доброслужащий» создает политиков нового времени»

12:50

В Югре открыт набор на акселераторскую программу «Формула роста»

12:28

Росгвардейцы провели занятие в детском лагере «Спецназ Дети»

12:22

Жители 17 домов Пыть-Яха будут оплачивать расходы на содержание и ремонт общего имущества по пл...

16 июля

Руслан Кухарук посетил ДНР с рабочей поездкой

12:13

«Югра» стартует в регулярном чемпионате ВХЛ домашним матчем с тюменским «Рубином»

12:04

ВТБ фиксирует рост спроса на ИЖС в Югре в 18 раз

11:46

В Сургуте пройдет «Морской фестиваль»

16 июля

Контрактники из Югры зарабатывают 4 000 000 рублей за 12 месяцев

11:42

На старт заплывов X-Waters Ugra выйдут около 300 спортсменов

09:55

Операторы фонда «Защитники Отечества» приняли почти 110 тысяч звонков

09:36

Азат Ислаев: «Стройкомплекс Югры уже включен в нацпроект «Молодежь и дети»

16 июля

Ханты-Мансийск попал в десятку городов-лидеров по объемам ввода жилья

Читать все новости