Последние новости

13:07

Вице-премьер Марат Хуснуллин отметил, что опорным малым городам и селам России придадут импульс...

13:04

В Югре определили лучших сварщиков, штукатуров, каменщиков и монтажников

12:54

Потребителям ЖКУ в Кондинском районе рекомендуют установить общедомовые приборы учета

28 апреля

Специалисты из Узбекистана будут работать с нефтяниками Югры по освоению ТРИЗ

12:48

Задержанный за подготовку теракта против участника СВО в Югре признался в работе на СБУ

12:27

Дачников Ханты-Мансийска ждет перерасчет начислений за обращение с ТКО

11:53

В Югре расследуют дело о теракте в отношении участника СВО

25 апреля

Руслан Кухарук: «Мы смогли преодолеть множество трудностей, добиться серьезных результатов»

11:43

В Сургуте запустили патриотическую акцию #ПомнимГордимсяСургут

11:26

В Нягани состоялось открытие выставки «Дом полимеров»

10:00

В котельной № 5 в Нижневартовске запущен в работу новый котел

25 апреля

Руслан Кухарук поручил в этом году завершить возведение большинства строящихся спортивных объек...

09:54

Сургут подхватит эстафету фестиваля «Россия — Моя история. ПОБЕДА»

09:48

С середины мая в Нижневартовске стартует тампонирование канализации должников НКС

09:46

В Россию из Камбоджи депортировали обвиняемого в наркопреступлениях на территории Югры

24 апреля

500 человек стали участниками VI Всероссийского форума национального единства в Ханты-Мансийске

Читать все новости

Как богатыри за невестами ходили


Много веков назад на территории Югры остяцкие богатыри совершали подвиги и прославляли свои имена. Но вот для чего они это делали, рассказали ученые в «Академической истории Югры».

Уникальное собрание фольклора (былин и героических сказаний) сохранили и проанализировали российские ученые: исследования позволяют изучить картины из «стародавней жизни остяков» и их богатырей.
К примеру, записанные в 1880-е годы этнографом Серафимом Паткановым героические сказания относятся к эпохе, предшествовавшей татарской и русской колонизациям Северо-Западной Сибири (условно XIII–XVI вв.), поскольку в них не фигурируют татары и русские, а в качестве соперников остяцких богатырей выступают воинственные самоеды или свои же соплеменники (остяцкие и вогульские богатыри других земель). Эпос посвящен почти исключительно походам и победам богатырей, и их военное призвание явно первенствует над прочими социальными функциями.

Богатырские времена
В материалах ученых описано деление «остяцкой страны» на «княжества», центрами которых были укрепленные поселения – «городки». Серафим Патканов насчитал 63 укрепленных городка в Тобольском округе и более 40 – в Березовском. Городок являлся административным, торговым, военным, религиозным центром, где проживал богатырь (военный предводитель, князь) с семьей, его дружина и окружение. В княжескую резиденцию свозили дань, которой облагались простые люди. Городки, располагавшиеся на возвышенностях или мысах на водных магистралях, укреплялись рвами, валами, частоколом или палисадами и снабжались воротами; самыми неприступными из них были «медные» (крытые медью). Рядом с городком были устроены пристани и подмостки для причаливания лодок, а на улицах стояли столбы для привязывания оленей. Площадь городка составляла 500–700 квадратных саженей (2 000–3 000 кв. м), в низовьях Оби городки были несколько меньшего размера – 70–140 саженей (300–600 кв. м). Во время нападения неприятеля население близлежащих поселений могло укрыться в городке под защитой князя.
Ученый настаивал на «родовом начале» и наследственной передаче власти княжеских династий, родовом владении «вотчинами» и союзах родов, предполагая изначальную выборность главы рода благодаря «особым доблестям и силе». Княжества насчитывали от 50 человек (3–10 воинов) до 500–1 200 (100–300 воинов), большинство из них были мелкими (численностью от 60 до 400 человек).
Городская элита превосходила своих подданных богатством: владение городком или городками, большими домами, оружием и доспехами, стадами оленей, ценной пушниной, дорогими тканями, котлами и металлическими изделиями, богатой одеждой и украшениями, рабами и служанками. Богатство и власть позволяли им иметь по несколько жен. Вместе с тем многие князья, как и простые люди, жили промыслами, занимались рыболовством, охотой, разводили оленей.
Князья, отличавшиеся красотой, физической силой и умом, выступали организаторами и устроителями жертвоприношений богам, мирских пиров, военных игр и состязаний, благодаря чему пользовались почетом и уважением. В конце эпического сюжета герой-богатырь обычно поселяется в своем священном городке, становясь духом-покровителем округи.

тонья.jpg

Сватать косатых невест
Главным, если не исключительным, мотивом военных походов оказывается «добыча невест». Научные материалы свидетельствуют, что героические деяния богатырей – походы за женщинами – представляли собой реальную или символическую смесь войны и сватовства. Соответственно, звучит призыв в поход: «Снаряжайтесь на военную и на сватовскую ногу», а рать рисуется как «воины со стрижеными головами, сваты со стрижеными головами».
Один из эпических персонажей, «славный богатырь Сонгхуш», собравший семь жен с семи концов света, добыл их не войной, а сватовством: в молодости он «семь концов земли посетил, чтобы сватать косатых девиц за хороший калым»; впрочем, пришлось ему и повоевать, но лишь после того, как он «обошел многие страны», «достиг самого отдаленного конца мрачного озера» (подземного царства) и «на многочисленных двуликих рукастых чертей пошел войной». Подобные походы были своего рода статусными ритуалами установления или утверждения господства. Выбор невесты, добыча избранницы и свершение попутных подвигов приобретают в эпосе вид конкуренции за власть и часто сопровождаются военными действиями. Вообще поход за женщинами – дело престижа и власти, право богатыря и демонстрация его силы: вожделенной добычей оказывается не просто красавица-рукодельница, а знатная княжна.
В этом отношении поход за знатной невестой превращается в «эпическую свадьбу», включающую сбор большого числа сватов-воинов, состязания, подлоги (невест) и споры о калыме, преследования соперников и расправы с ними, а заодно битвы с чудовищами и избавление от них людей. Эта эпическая свадьба-война служит утверждению власти героя-богатыря, ознаменованной правом на женщин дальних земель.
Мотив похода как становления и достижения власти и статуса князя оттеняется в фольклоре оборотами: «Молодые люди странствуют по стране, смотрят на жен и мужей и себя показывают женам и мужьям». Князья-богатыри воюют не за абстрактные земли, в описаниях их военных дорог указываются конкретные названия местностей и реальных населенных пунктов, что позволяет восхититься размахом походов. В «Сказании про двоих сыновей Мужа с размашистой рукой и Тапарской женщины» из родного городка Тяпар-воша (юрты Цингалинские Нарымской волости) братья-богатыри Тяпарского княжества шли до городка Кровавого богатыря Нанк-хус-хоя и далее в «самоедскую сторону» в низовья р. Обь, ниже острова Куновата. Объединенное войско тяпарских богатырей составляло 300 воинов: «Младший муж встал, взял из угла чувала полено, нарезал на нем три грани и отметил зарубками 150 мужей со своей стороны: (где) был плох отец, зарубался его сын, (где) был плох сын, зарубался его отец…» Такое же количество собрал и старший муж.

1.png

Летучие отряды
Князь-победитель стяжал прозвище «Богатырь, носящий внушающую страх одежду из полотна многих земель». Здесь оборот «полотно многих земель» – ключевой, обозначающий диапазон походов и власти. По обобщающим наблюдениям исследователя Александра Соловьева, войско, ведомое князем-богатырем, было немногочисленным, но мобильным. Выдающаяся мощь былинного богатыря отмечалась упоминанием его отряда в 300 воинов (лишь в одном случае эта цифра достигла 700).
Обычно же такой отряд не превышал 50 человек. Небольшие маневренные пехотные отряды передвигались зимой на лыжах, летом – на лодках по рекам и протокам (былины упоминают лошадей, но нигде не говорится о коннице или кавалерии как о самостоятельной военной силе). Общераспространенная тактика набегов предполагала внезапность нападения. Вооружение остяцкого богатыря, судя по былинам и героическим сказаниям, состояло из кольчуги («одежда, спасающая душу», «звенящая кольчуга из блестящих колец»), лука со стрелами с железными или костяными трехгранными наконечниками («стрела, граненная наподобие граней глюча щелкуньи»), меча, топора и дубинки.
Современные археологические материалы подтверждают наличие иерархии и существование элит в обществах Урала и Сибири с древности. Начиная с конца I тыс. до н.э. в таежной зоне Западной Сибири появлялись городища с мощными оборонительными системами (бастионные крепости), а к середине I тыс. н.э. формируется набор статусных (мужских) вещей (украшений, принадлежностей костюма, деталей вооружения). Письменные и этнографические источники позволяют восстановить местонахождение описанных в фольклоре угорских городков. Богатырские сказания, благодаря конкретным топографическим привязкам, дают возможность реконструировать события из обско-угорской истории. Подобная историко-археологическая реконструкция, например, осуществлена по данным фольклора южных остяков о братьях-богатырях из городка Эмдер.

0
0
0
0
0

Опубликованных комментариев пока нет.


Последние новости

13:07

Вице-премьер Марат Хуснуллин отметил, что опорным малым городам и селам России придадут импульс...

13:04

В Югре определили лучших сварщиков, штукатуров, каменщиков и монтажников

12:54

Потребителям ЖКУ в Кондинском районе рекомендуют установить общедомовые приборы учета

28 апреля

Специалисты из Узбекистана будут работать с нефтяниками Югры по освоению ТРИЗ

12:48

Задержанный за подготовку теракта против участника СВО в Югре признался в работе на СБУ

12:27

Дачников Ханты-Мансийска ждет перерасчет начислений за обращение с ТКО

11:53

В Югре расследуют дело о теракте в отношении участника СВО

25 апреля

Руслан Кухарук: «Мы смогли преодолеть множество трудностей, добиться серьезных результатов»

11:43

В Сургуте запустили патриотическую акцию #ПомнимГордимсяСургут

11:26

В Нягани состоялось открытие выставки «Дом полимеров»

10:00

В котельной № 5 в Нижневартовске запущен в работу новый котел

25 апреля

Руслан Кухарук поручил в этом году завершить возведение большинства строящихся спортивных объек...

09:54

Сургут подхватит эстафету фестиваля «Россия — Моя история. ПОБЕДА»

09:48

С середины мая в Нижневартовске стартует тампонирование канализации должников НКС

09:46

В Россию из Камбоджи депортировали обвиняемого в наркопреступлениях на территории Югры

24 апреля

500 человек стали участниками VI Всероссийского форума национального единства в Ханты-Мансийске

Читать все новости