Начиная с 11 ноября, когда в мире стартовали ежегодные распродажи «11.11», и вплоть до «Черной» пятницы — 29 ноября, в России наблюдается всплеск онлайн-покупок. В это время активизируются мошенники, создавая липовые сайты или сайты-двойники, некоторые интернет-магазины заблаговременно завышают цены, чтобы потом дать большую скидку, или сбывают некачественную продукцию. Как не прогадать с покупкой в распродажный период, корреспонденту «СТ» рассказали специалисты.
Рекомендации от пресс-службы УМВД по Сургуту
Покупая товар в интернете, есть большой риск нарваться на мошенников. Поэтому полицейские рекомендуют совершить перед этим несколько простых действий.
-
Изучите отзывы о работе данного сайта.
-
Обратите внимание на стоимость товара — мошенники максимально снижают цены, чтоб привлечь внимание будущих жертв.
-
Проверьте интернет-магазин через спецпрограммы, узнайте, сколько работает сайт, через которой вы планируете купить товар. Если он работает меньше двух лет, то нужно насторожиться и поискать аналогичный товар на других сайтах.
К примеру, проверить сайт можно через сервис «Довериевсети.рф» (https://довериевсети.рф/). Ресурс покажет уровень доверия пользователей сервиса к тому или иному интернет-магазину, информацию о возрасте домена, местоположении и IP сервера, уровень репутации в системе Web of Trust, диагностику Google Safe Browsing, проверку безопасности с помощью Яндекс Safe Browsing, и отзывы людей.
-
Старайтесь не отправлять полную сумму за товар.
-
Если товар пришел на почту наложенным платежом, то вскройте посылку и проверьте товар на месте. В случае, если содержимое не соответствует заказу, работники почты составят акт, который поможет вам доказать недобросовестность продавца.
Кстати, в Сургуте с начала 2019 года заведено более 420 уголовных дел по интернет-мошенничеству (покупка и продажа товаров, оказание услуг, сайты-клоны и фишинговые ресурсы — собирающие личные данные).
Советы от Роспотребнадзора
Для тех, кто планирует купить что-либо в «Черную» пятницу, свои советы подготовил и Роспотребнадзор.
-
Проверьте цену на товар у других продавцов. Если он неожиданно подорожал перед акцией и со скидкой стоит столько же, сколько и раньше, привлечь к ответственности продавца невозможно (многие из магазинов находятся за рубежом).
-
Слишком низкая цена может говорить о продаже фальсифицированного или контрафактного товара. Попробуйте запросить у продавца документы на продукцию.
-
Обратите внимание на стоимость доставки. Большую скидку могут компенсировать за счет дорогой доставки.
-
Если товар оплачен, но продавец тянет с отгрузкой или доставкой, то покупатель вправе потребовать оплатить ему неустойку за каждый день просрочки — 0,5 процента от стоимости товара.
-
Убедитесь, что продавец не прячет информацию о себе. На сайте должно быть указано фирменное наименование продавца, место его нахождения, режим работы, ОГРН для юрлиц, ФИО и ОГРНИП для индивидуальных предпринимателей.
-
Если вы покупаете товар на сайте агрегатора (типа «Алиэкспресса»), и он не будет доставлен в срок, можно потребовать вернуть деньги у агрегатора.
-
От товара, купленного в интернет-магазине, в том числе и во время сезона распродаж, покупатель вправе отказаться в любое время до его передачи продавцом. А после передачи — в течение семи дней (если сохранен товарный вид и потребительские свойства).
Кстати, по последним данным Яндекс.Маркета и компании GfK, при выборе интернет-магазина покупатели из России чаще всего ориентируются на цены — этот критерий назвали 38 процентов опрошенных. А надежность и проверенность магазина только на втором месте — 29 процентов.
О разбирательствах с интернет-магазинами из других стран
Если товар, приобретенный в интернете, оказался ненадлежащего качества, то покупатель имеет все те же права, что и при покупке при традиционной офлайн-торговле. Статьи 18–24 закона «О защите прав потребителей» предусматривают возможность замены товара на новый, перерасчета стоимости, а также возврата товара обратно.
Однако тут есть определенные нюансы.
— Стоит помнить, что если вы приобрели товар на «Алиэкспресс» или другой иностранной площадке, то действие национального законодательства на них не распространяется. Кроме тех случаев, когда у фирмы-продавца есть представительства в нашей стране, — говорит руководитель АНО «Югорский Советникъ» Алексей Редькин. — Если нет, то судебные разбирательства будут происходить по законам той страны, где зарегистрирован продавец. Придется обращаться к юристам, Роспотребнадзор в этом случае не поможет, так как ведомство работает только на территории нашей страны.
Но и с юристом вероятность выиграть суд у иностранного продавца крайне маленькая, а процедура непростая: документы нужно будет не просто собрать, они должны быть легализованы — заверены специалистом — представителем страны, где будет суд. А также отвечать требованиям иностранного государства и, конечно, быть составленными на языке этой страны.
Опубликованных комментариев пока нет.