Елку – детям
– Новый год встречали в зависимости от событий, происходивших в стране, празднование приобретало свой определенный окрас и традиции, – рассказывает ведущий архивист Валерия Безгодова. – После Октябрьской революции (1917 год) Новый год сочли «буржуазным праздником», не соответствующим новой социалистической идеологии. Под запретом он был до 1935 года. В декабре 1935-го в газете «Правда» вышла статья секретаря ЦК КП(б) Украины П. П. Постышева «Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!», после которой советским людям снова вернули этот праздник. Но теперь его перестали считать религиозным, наоборот, Новый год стал «партийным событием». На улицах снова появились елки, на производствах стали выпускать новогодние украшения.
В газете «Ханты-Манчи шоп» («Остяко-Вогульская правда») от 30 декабря 1936 года впервые встречаются заметки, посвященные Новому году, которые дают нам скромное представление о том, как проходило празднование в эти годы в наших краях.
Отмечалось, что 31 декабря в Остяко-Вогульском Доме народов Севера будут проводить литературно-художественный вечер и костюмированный маскарад. У педучилища в планы проведения зимних каникул входило оборудование в честь Нового года катушки (горки), украшенной елками и разноцветными фонариками. Также на страницах газеты была опубликована песенка про елку – «делегатку всех лесов».
В годы Великой Отечественной войны людям было не до праздников. В «Сталинской трибуне» встречается большое количество статей, где люди обещали в новом году своими успехами во всех сферах жизни помочь фронту. Хорошо передает новогоднее настроение тех лет стихотворение «С новым годом!» Н. Г. Кузнецова, опубликованное 1 января 1943 года: «В наступающем году разгромим фашистских гадов озверелую орду. Так приложим же все силы, чтоб злодеев победить и фашистам на могилы кол осиновый забить».
Карнавалы пятилеток
В 1947 году 1 января стало официальным выходным днем. Мирная жизнь возвращалась, а вместе с ней и праздник.
– В 1950-х годах популярностью пользовались поздравительные телеграммы. В небольшой заметке в газете «Ленинская правда» от 30 декабря 1956 года отмечалось, что со всей страны трудящимся города Ханты-Мансийска поступает большое количество поздравительных телеграмм. За 10 дней работниками телеграфа было принято более 1 548 телеграмм, – продолжает Валерия Безгодова. – В канун Нового года газеты пестрили заголовками «Борьба за план», «В новом году будем работать лучше», «К новым победам в новом году!». Многочисленные статьи были посвящены выполнению и перевыполнению пятилетних планов развития народного хозяйства СССР – пятилеток. Достижения ударников за прошедший год и обещания трудящихся улучшить свои трудовые показатели в новом году были главной новогодней темой на страницах газеты.
По газетным заметкам можно проследить, как традицией становилось проведение балов-маскарадов, новогодних концертов, спектаклей и лотерей. Маскарадные костюмы в те времена были представлены национальными одеждами народов СССР и зарубежных стран, костюмами героев литературных произведений. В детских садах проводили новогодние утренники, для школьников в зимние каникулы – многочисленные спортивные и культурные мероприятия.
– Приход нового тысячелетия принес с собой и новые веяния. Например, в России появились официальные новогодне-рождественские каникулы, – отмечает архивист. – Газета пишет о возрождении Рождества, теперь Новый год и Рождество – два разных праздника. Накануне этих праздников югорчане стараются совершать добрые поступки, помогать нуждающимся. Это зарождение новых хороших традиций.
Опубликованных комментариев пока нет.