Требования ужесточились
В Югорском государственном университете я была тысячу раз. С 2013 по 2017 год я училась здесь на бакалавриате. Тогда пройти в вуз мог кто угодно. Охранники не обращали внимания на проходивших людей. В последний год моего обучения на входах поставили турникеты и выдали нам карты-пропуски. Правда, мне ни разу не удалось такой картой воспользоваться – заграждения всегда были открыты.
Этим летом я привела в приемную комиссию младшего брата и удивилась, когда у нас потребовали паспорта: почему-то женщина-охранник записала только мои данные. Непонятно, если вносить в журнал посещений не всех, то зачем тогда делать это вообще?
Когда я пошла в ЮГУ снова, ради эксперимента, не ожидала увидеть что-то новое. Но все же хотелось посмотреть на работу охраны так, чтобы обратить внимание на каждую деталь.
В качестве «подопытного» объекта выбрала четвертый корпус. Вхожу в здание. Как и ожидалось, путь преграждают турникеты. Пожилой охранник в очках медленно прогуливается по этажу. Студенты проходят, прикладывая к турникету карту. Прошу одного из ребят пропустить меня под предлогом, что я забыла пропуск в аудитории. Прикладывает – не срабатывает.
– Не получается, сразу не пускает, нужно ждать, – извиняется молодой человек и уходит.
Тут на меня обращает внимание охранник. Медленно, маленькими шагами, он подходит к своему столу, садится и спрашивает, куда иду. Отвечаю, что я заочник, нужно занести документы в учебную часть. Просит паспорт. Подаю. Неспешно он делает запись в журнале посещений. За мной уже выстраивается очередь. Пока записывает, пытаюсь посмотреть, есть ли у него металлоискатель. Не видно из-за стойки. У меня сумочка небольшая, но у ребят за мной довольно объемные рюкзаки, куртки-парки с большими карманами. Пройдя «паспортный контроль», оглядываюсь: не проверяет ли он их с металлоискателем. Нет – только паспорта просит.
Выхожу уже через первый корпус. Там охранника нет, но красные лампочки на турникетах сообщают, что просто так я не пройду. Спрашиваю у гардеробщицы:
– А где охранник?
– Отошел, я вам открою, – отвечает она.
Пока она идет к столу, я его осматриваю – металлоискателя нет. Ухожу с выводом: проверяют только паспорта. Но разве в нем написано, террорист человек или нет? Получается, в случае трагедии такая проверка поможет лишь быстрее определить, кто ее виновник.
Неподготовленный не пройдет
Следующим пунктом я выбрала Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж, корпус на Уральской улице. Это учреждение не знакомо мне так хорошо, как ЮГУ, поэтому я подготовилась: спросила знакомого первокурсника о том, как здесь устроен пропускной режим.
– Вход только по магнитным пропускам. Говорят, что это все фиксируется где-то. Можно посмотреть, кто и когда заходил или выходил. Если забыл пропуск, то можно по студенческому билету пройти, – рассказал он.
Но подготовка не помогла.
Войдя, почувствовала себя словно на арене цирка: входную площадку, на которой я стояла, полукругом огибала лестница, вдоль которой – несколько турникетов. За ними стояли охранник и студент. Оба посмотрели на меня сверху вниз:
– Вы куда?
– Я на мероприятие, посвященное Дню народного единства, – растерявшись, ответила я. По своему «сценарию» я планировала подойти к турникету и попробовать пройти без разрешения, но такая обстановка ввела в ступор. А в тот день в колледже как раз проходили праздничные мероприятия.
– Меня не предупреждали. Звоните тому, кто вас приглашал, – ответил охранник. – Документы-то у вас есть? Без удостоверения личности не пропущу.
Я сказала, что ошиблась корпусом, и ушла. Металлоискателя не заметила. Но радует, что в обоих учреждениях спрашивают цель визита. По-моему, это помогает отсеивать посторонних. Отвечая на вопросы, экстремист может себя выдать.
Нарушений не выявлено
Как сообщили в департаменте образования и молодежной политики Югры, в вузах и колледжах автономного округа охраной занимаются представители частных организаций. Их работу ежедневно проверяет ответственный сотрудник из администрации учреждения. На всех объектах есть кнопка экстренного вызова полиции, система видеонаблюдения, телефон, и 80 процентов учреждений оснащены контролем управления доступом.
Перед началом каждого учебного года межведомственные комиссии проверяют состояние антитеррористической и противокриминальной защищенности. Учреждения, которые не соответствуют требованиям, не допускают к работе. В Югре в этом году таких образовательных организаций нет.
– В связи с трагическими событиями в Керченском политехническом колледже, во всех образовательных организациях прошли внеплановые проверки обеспечения комплексной безопасности. Особое внимание уделили пропускному и внутриобъектовому режимам, состоянию инженерно-технических средств и систем охраны и тому, насколько работники подготовлены к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций. Всего было проверено почти 700 образовательных организаций, нарушений не выявлено, – рассказал директор депобразования Алексей Дренин.
Также, по его словам, во всех образовательных организациях провели внеплановый инструктаж по действиям в чрезвычайной ситуации.
Но так ли эффективны существующие нормы? Повторюсь, меня смутило, что в образовательных учреждениях нет металлоискателей. Хотя сейчас их устанавливают почти везде: на вокзалах, в больших торговых центрах, в культурно-досуговых учреждениях. Например, в здании авторечвокзала Ханты-Мансийска редко набирается даже сотня посетителей. Но, чтобы туда попасть, нужно пропустить сумку через рентгеновский досмотр, а самому пройти через рамку. А пропуском в вуз, в котором учатся и работают тысячи людей, служит только наличие паспорта.
А пока межведомственная комиссия рекомендует охранникам и дежурным педагогам выборочно осматривать обучающихся на наличие предметов, представляющих опасность. Также в первом полугодии во всех образовательных организациях прошло обследование и категорирование объектов. В большинстве учреждений комиссия рекомендовала оснастить пункты охраны металлодетекторами. На исполнение им дали 12 месяцев.
Опубликованных комментариев пока нет.