Данные института подтверждает и Росстат. До пандемии 65 процентов регулярно выезжающих в отпуск проводили его за рубежом, в 2020 году 21,7 миллиона человек путешествовали по России, 84 процентов туристов остались удовлетворены поездкой. Эти цифры опубликовал портал «Экспертный клуб», на площадке которого югорские общественники и туроператоры обсудили перспективы развития внутреннего туризма на территории Югры.
Спорт, этнос, экстрим
– Интерес к внутреннему туризму в действующих обстоятельствах, безусловно, вырос. Жители нашей страны открыли новые для себя возможности отдыха на горных лыжах и летний отдых, который ранее не учитывали при выборе места отдыха. Произошли изменения доходов у россиян – они снизились, это отмечают многие аналитики. Поэтому, как бы дальше ни развивались события, связанные с пандемией, интерес к внутреннему туризму сохранится, – уверена заместитель председателя Общественной палаты Югры Ольга Сидорова.
При этом эксперт уточняет, что есть фактор, который серьезно препятствует развитию внутреннего туризма. Это ценовая политика в сфере пассажирских перевозок на всех видах транспорта. Например, перелеты по России в разы дороже, чем за границу.
– Возможно, необходимо рассмотреть включение некоторого регулятора? – рассуждает Ольга Сидорова. – Понятно, влиять на бизнес – значит влиять на конкуренцию, но как в этом случае выдержит конкуренцию внутренний туризм – вопрос.
Эксперт отмечает, что сегодня в Югре успешно развивается событийный и деловой туризм. Еще одно перспективное направление – строительство туристических деревень в уникальных местах. Первый такой объект планируют возвести на территории уже существующей деревни Усть-Манья в Березовском районе, рядом с которой находятся ключевые туристические точки Приполярного Урала, в частности знаменитый перевал Дятлова.
– Вот такие уникальные места находятся на территории нашего округа и уникальные люди, мечтающие о внутреннем туризме, о сохранении исторического наследия нашей страны, развивают инфраструктуру в глубинке, создают дополнительные рабочие места, – говорит эксперт.
И все же Югра пока – не самое популярное направление, хотя край обладает богатыми туристическими ресурсами. Это неповторимая северная природа, множество рек и озер, тайга, разнообразие животного и растительного мира, древняя история, культурные традиции коренных народов Севера. Вполне логично, что этнографический туризм у нас приобрел особую актуальность.
Помимо этнотуризма, с каждым годом возрастает спрос на активный и экстремальный вид отдыха. По мнению заместителя директора ООО «ЮграМегаТур» Елены Мелещенковой, югорским туроператорам есть что предложить искателям приключений.
– Для любителей активного и экстремального отдыха предлагаем туры на Приполярный Урал Березовского района с пешим посещением Зейских озер, водопадов, кварцевых месторождений, горных хребтов, переходом через реки, восхождением на гору Неройка (1 645 метров над уровнем моря). Полет на вертолете, невероятные пейзажи, высокая физическая активность и экологически чистая местность не оставят равнодушным ни одного туриста, – уверена Елена Мелещенкова.
Гостеприимство в приоритете
В последние годы в Югре набирает обороты этнический и оздоровительный туризм. Особую ставку делают на индустрию гостеприимства. Ежегодно более полумиллиона человек посещает округ, чтобы погрузиться в самобытный мир коренных народов Севера. Для региона, где число жителей немногим более 1 миллиона 600 тысяч, показатель достаточно высокий. Однако аспирант Института государства и права СурГУ, специалист по государственному и муниципальному управлению Лилия Варыгина считает, что остальные аспекты туристического рынка развиты и представлены недостаточно.
Между тем у округа есть еще один немалый ресурс – это его широкая известность как одного из центров развития зимних видов спорта, а именно биатлона.
– К преимуществам спортивных туристических ресурсов округа относится наличие спортивных объектов мирового класса, – подчеркивает Лилия Варыгина.
Не менее перспективными могут быть и межрегиональные туры, связанные с историческими личностями. В этом году округ включен в один из самых протяженных, но не самых популярных туристических маршрутов в мире – от Европы до берегов Аляски – по пути следования Великой Северной экспедиции под руководством Витуса Беринга.
– Туристический маршрут будет проходить по территории Ханты-Мансийска, Сургута и Сургутского района. Русское географическое общество обещало передать властям округа исторические документы и методические рекомендации по проведению экскурсий, а также оказать помощь в продвижении среди туроператоров. Возможно, внимание к этнографическим экспедициям с исторической базой, например, Витусом Берингом, Александром Меншиковым, станет новой возможностью в привлечении туристов в наши суровые северные края, – делится своим мнением эксперт.
Югре есть что предложить. Однако для этого необходимо под новым углом взглянуть на подходы к развитию туриндустрии в автономном округе, к продвижению и созданию оригинального продукта, считают эксперты.
– Одна из задач региона – модернизация и оснащение объектов туриндустрии инфраструктурой для автопутешественников, обеспечение удобными подъездными путями и парковками к объектам туристского показа. Считаю важным при строительстве туристической индустрии использовать определенные стандарты оснащения всем необходимым для туриста. Поскольку именно удобство посещения является во многом определяющим фактором для туристов и туркомпаний, – говорит руководитель турагентства, гид-экскурсовод по Югре Дмитрий Пахоруков.
Руководитель Центра компетенций в сфере туризма Фонда развития Югры Владислава Вишневская отмечает, что число регионов, рассматривающих сферу туризма как направление диверсификации экономики, ежегодно увеличивается. Территории, которые ранее традиционно не воспринимались как туристические, сегодня активно соперничают за внимание потенциальных путешественников. В связи с этим изменяется и подход к управлению отраслью на всех уровнях.
– Учитывая современные тренды в автономном округе, продолжается системная работа по реализации концепции «устойчивого туризма», которая позволяет обеспечить поступательное развитие направления. Развитие туристской инфраструктуры, сервисной экономики и кадрового потенциала – точки роста сферы туризма и гостеприимства Югры, – уверена Владислава Вишневская.
Безусловно, сегодня в Югре практически безграничные возможности для туризма и активного отдыха. Это такие направления, как культурно-познавательный, этнографический, промышленный, рекреационный, деловой, событийный и спортивный туризм. Например, летом множество рек и озер представляют прекрасные условия для развития водных видов спорта – виндсерфинг, кайтсерфинг, гребля на байдарках, каноэ, сплав или просто отдых на воде. Зимой можно развивать не только лыжи или биатлон, но и набирающие популярность фристайловые дисциплины сноуборда. Кроме того, в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» разрабатывается одноименный региональный проект. И все же определяющий критерий развития туристической отрасли округа – меры государственной поддержки.
Так, правительство Югры утвердило порядок и суммы, которые бизнес сможет компенсировать из бюджета, вложив деньги в развитие туристической отрасли. Инвестор, который направит свои деньги на строительство объектов туриндустрии, развитие маршрутов разнообразного туризма (этнографического, культурно-познавательного и так далее), а также на производство сувениров, сможет возместить до 80 процентов документально подтвержденных затрат. При организации экскурсий и прочих путешествий предусмотрено возмещение 50 процентов транспортных расходов, плюс можно вернуть из бюджета до 30 процентов трат, понесенных на участие в туристических выставках, ярмарках и конференциях. Максимальная сумма компенсации – 3 миллиона рублей за вложения в развитие туристической инфраструктуры, за проекты по производству сувениров – 1 миллион рублей.
Опубликованных комментариев пока нет.