Шаг в новую жизнь
Максим музыкальный, хочет научиться играть на саксофоне, любит рисовать, кататься на лыжах. А вот в машинки играть ему не нравится: считает, что это скучно. Зато мальчик умело мастерит – все время что-то вырезает, клеит. Так что родные вместо машинок ему покупают скотч и изоленту.
Он очень эмоциональный. Как настоящий блогер, Максим часто снимает себя на видео и любит позировать. А еще он умеет копить деньги. Но при этом совсем не жадный – недавно купил себе и брату наушники.
– Так как родители не могут с ним поговорить, а общаются только жестами, я забираю Максима на все выходные, праздники, в отпуск, чтобы ему просто было с кем разговаривать, – объясняет Алена. – Мой единственный сын вырос и уже женился. Теперь Максим мне как родной. Дома с родителями ему тяжело морально, он сам говорит, что ему не с кем пообщаться. Поэтому мне хочется привнести в его жизнь больше положительных эмоций.
Отец и мать научили мальчика писать и рисовать, а читать – не могут, так что развитие этого навыка взяла на себя Алена. Четыре года назад она ушла с работы, потому что Максим стал заикаться. Занималась его лечением, и болезнь миновала. Сейчас он не выговаривает только звук «р».
– Нам посоветовали отдать племянника на пение, говорили, что это помогает при заикании. Он год ходил в культурно-досуговый центр «Октябрь», и занятия помогли. А теперь мы решили отдать его в Центр искусств для одаренных детей Севера. Максим сходил на прослушивание. Пока что списки только предварительные, но специалисты оценили его слух на 10 из 10. Мы ходили на прием к уполномоченному по правам ребенка в Югре, просили разрешить Максиму жить в общежитии, несмотря на то что он местный. Там он будет под присмотром, социализироваться рядом со сверстниками.
А в первый класс он пойдет в восьмую школу – по месту жительства.
– Максим хочет в школу. Новая она будет или нет – для нас не имеет значения, лишь бы учителя были хорошие. Важно, чтобы педагог находил подход не только к ребенку, но и к родителям, – уверена Алена. – Учитель должен быть грамотным, развивать в детях дисциплинированность и таланты.
К школе Максим готов, а пока продолжает ходить в детский сад. Кстати, недавно его родителям поступила президентская выплата на школьника. Мальчик поехал с Аленой за покупками. Пока что потратили шесть тысяч – купили брюки, жилетку, две пары обуви и тетради. Ранее приобрели рубашки, прописи, а ранец Максиму подарили. Теперь семье предстоит покупка сменных брюк, спортивного костюма и канцелярии.
Ценные советы
Впрочем, практикующий психолог Елена Брич из Ханты-Мансийска говорит, что для ребенка важны не столько школьные атрибуты, сколько поддержка близких ему людей.
– Родители должны быть всегда за детей, – убеждает психолог. – Если ребенок социализированный, ходил в детский сад – он уже умеет выстраивать отношения со своими товарищами, ровесниками. А если нет – крайне важны родительская поддержка, постоянный контакт, разговоры. Нужно способствовать налаживанию его дружеских отношений с одноклассниками, развитию положительных контактов.
Приводим несколько важных советов, которые помогут родителям и детям спокойно пережить адаптацию к школе.
Во-первых, нужно приучить ребенка к режиму. Первоклассники учатся в первую смену, и важно хотя бы за две недели настроить ребенка на ранние подъемы. Ведь если он не будет высыпаться, это проявится в капризах, нежелании идти в школу, что может стать причиной ненависти к учебе.
Во-вторых, следует подготовить сына или дочь к тому, что нужно будет делать домашние задания. В отличие от детсада, школа рассчитана на интенсивное обучение. Но и слишком строго спрашивать тоже не нужно, иначе первоклассник может испугаться школы и учителей.
В-третьих, родителям нужно думать, что они говорят ребенку. «Будешь плохо учиться – накажу» – это неправильная фраза. Так школа быстро вызовет у ученика раздражение и отвращение. А впереди 9 или 11 лет обучения.
В-четвертых, нужно подготовить рабочее место, показать ребенку, где висит его школьная форма. В детском саду знать этого было не нужно, если он находился там целый день. А после школы дети приходят днем, нужно объяснить, как правильно самостоятельно организовать пространство, куда убрать вещи.
В-пятых, приучать ко всему вышеперечисленному не стоит слишком резко. Иначе ребенок воспримет это так: все было хорошо, а школа началась – и все стало плохо. Такого ощущения у первоклассника возникать не должно.
Кроме того, Елена дала рекомендации и родителям – как им стоит воспринимать новый этап в жизни семьи. Она советует не глобализировать начало учебы для ребенка, а отнестись к этому как к длительному процессу:
– Не нужно преувеличивать тех перемен, которые происходят в жизни. Они, конечно, значительные, но это течение жизни. Не драматизируйте. Меньше напряжения – иначе оно будет передаваться детям, и они будут ощущать его как ужас. Родители очень требовательны и почему-то считают, что дети должны быстро все делать, соображать, учиться. Мамам и папам кажется, что дети не могут понять элементарного, а для них это действительно сложно. Не нужно требовать сверхъестественного, стоит запастись родительским терпением, вниманием, заботой. Следует понимать, что для первоклассника это стрессовая ситуация, и своим поведением ее лучше не усугублять.
Подготовка к школе должна сочетать в себе интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Многие родители считают, что для успешности ребенка в школе достаточно организовать только интеллектуальную готовность – научить его читать, считать и решать, и это обеспечит полную подготовку к школе. Но очень важный аспект – внутренняя, личностная готовность: уровень приспособления малыша к новым условиям, уровень самостоятельности и самообслуживания, усвоение им социальных норм и правил.
Лайфхаки для родителей
- Дома занятия лучше проводить в игровой форме, обязательно делая перерывы для отдыха и игр. Максимальная концентрация внимания у детей в этом возрасте – 20 минут, после этого наступает утомление, через 5–7 минут смены деятельности ребенок снова готов активно трудиться. При этом он должен понимать, что его труды достойно поощряются взрослыми, подкрепляются похвалой.
- Учите ребенка всегда доводить начатое до конца. Давайте ему задания, которые реально выполнить в течение получаса. Выбирайте не только любимые дела, но и те, где ребенок может сопротивляться. Если удалось сосредоточиться на поставленной задаче хотя бы на 20 минут и довести дело до результата, вы справились.
- Умение контролировать такие эмоции, как гнев, злоба или обида, убережет ребенка от необдуманных поступков или слов. Объясните ему, что проблем бывает много. Но если мыслить позитивно, то будет проще взглянуть на ситуацию с другой стороны и найти правильный выход. Подойдите к вопросу осознанно: моделируйте разные жизненные ситуации и помогайте ребенку разобраться, как стоит поступать в том или ином случае.
Татьяна Белых педагог начальных классов
- Ребенок должен быть готов к школе в первую очередь психологически. Не так важен даже комплекс знаний, умений и навыков. Он должен понимать, что школа – это уже не детский сад. Здесь свои требования и ограничения: урок длится 40 минут, вставать нельзя, воспитателей и нянечек нет, учителя нужно слушаться. Конечно, сразу сложно перестроиться, но у нас есть адаптационный период. Ребенок должен научиться самообслуживанию: справляться с пуговками, замками, шнурками. В первоначальном багаже знаний должен быть счет до 20 и обратно, нужно различать геометрические фигуры, важно, чтобы у ребенка была поставлена рука. Я всегда советую летом по 15–20 минут лепить, собирать мозаику, писать в прописи, обводить рисунки и слова. Если этого навыка нет – дети не видят клетки, линии, строки, рука дрожит. Тогда детям будет легче в школе.
Опубликованных комментариев пока нет.