×
Общество
0

Как прочитать нечитаемое, выявить дефекты и отстоять право на замену товара

Мы все потребители, вне зависимости от того, признаем данный факт или нет. В магазин-то все равно заглядываем фактически каждый день, ну хотя бы для того, чтобы купить булку хлеба, брикет сливочного масла либо бутылку молока. И, конечно же, стремимся приобрести товар качественный, недорогой и желательно натуральный, ориентируясь зачастую на ту информацию, которая указана на упаковке крупным шрифтом. К примеру, такую: «Свежее и вкусное молоко с проверенных ферм, 100% натуральное».

Вооружаемся лупой

Однако более полную информацию на обратной стороне упаковки прочитать без увеличительного стекла зачастую просто невозможно. Кто помоложе еще пытается разглядеть состав и энергетическую ценность, люди старшего поколения даже срок годности не всегда могут увидеть.

О нечитаемой информации, требованиях к качеству продовольственных и непродовольственных товаров и о правах потребителей рассказали на первом занятии семинара в рамках проекта «Право защищать права». 

Вопрос о читабельности информации, как оказалось, волнует сегодня многих, в ходе занятий было немало вопросов по данной проблеме. Что вполне понятно — практически каждый из нас сталкивался с ней. Но мало кто задумывался о правовой стороне вопроса.

— Мелкий и трудночитаемый шрифт, который не позволяет потребителю полноценно ознакомиться с информацией, —это старый прием тех, кто пытается обмануть потребителя, а вернее, обезопасить себя от возможных претензий с его стороны, - поясняет юрист Алексей Редькин. — На это и сделан расчет. Объяснение простое:  мол, здесь все прописано, а то, что вы не можете это прочесть,  — это ваши проблемы, и жаловаться не на что!  Жаловаться можно и нужно, у нас есть закон о  «О защите прав потребителей». При рассмотрении дела в судебном порядке, основанием является презумпция виновности продавца.  

В апреле этого года техническим регламентом Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» прописаны требования к размеру шрифтов.  Теперь размер шрифта измеряется не расплывчатыми понятиями «легкочитаемость» и «достоверность», а миллиметрами. Название продукта, его масса и срок годности наносится шрифтом высотой не менее 2 мм. Информация о составе, производителе и условиях хранения — шрифтом не менее 0,8 мм. Буквы — четкие и разборчивые.  Для предпринимателей предусмотрен двухлетний переходный период. Наказывать производителей и продавцов за нарушение нового техрегламента в течение этого срока не будут. А посему информацию на обратной стороне упаковки сегодня без лупы, увы, не прочесть.

В итоге, масло «Крестьянское», купленное как натуральное сливочное, при рассмотрении текста в микроскоп оказывается на деле спредом, молоко — молоко содержащим товаром, сметана — сметанным продуктом.

— Нечитаемая информация — это нарушение, по сути, — ее отсутствие. Еще хочу сказать о лояльности предоставления информации на русском языке. Государственный язык у нас русский, соответственно, вся информация об импортном товаре должна быть на русском языке. Если нет русифицированной версии, товар не должен выставляться на продажу, — отметил Редькин.

Подводные камни

Еще одна довольно частая ситуация, с которой сталкиваются покупатели, — несоответствие цены товара на витрине. Выявляется это на кассе при расчете, и продавцы оправдывают это несоответствие тем, что не успели заменить ценник.

— Надо знать, что договор публичной торговли является договором публичной оферты, а значит нам обязаны продать по той цене, которая указана в ценнике, — отметил Редькин.

 О качестве непродовольственных товаров рассказала независимый эксперт Светлана Глушаева. Речь шла о дорогостоящей бытовой технике и мебели.

Что включает в себя оценка уровня качества?  Это эргономичность, функциональность, безопасность, надежность, эстетичность и т. д.  Дефекты в мебели можно установить визуально и органолептически — осмотреть, пощупать, потеребить, посидеть, полежать при желании. С бытовой техникой все гораздо сложнее.  Если внешние дефекты в виде сколов, царапин, потертостей, не влияющие на качество товара, можно легко обнаружить, то скрытые дефекты выявляются после приобретения уже в процессе эксплуатации. Причину их возникновения может определить экспертиза. А покупатель в случае спорной ситуации обязан доказать, что дефект возник не по его вине. Защитить права граждан при покупке товара ненадлежащего качества призван все тот же закон «О защите прав потребителей (ст. 18), а также  ГК РФ.   

Сегодня рынок предлагает огромное количество сложной бытовой техники, девайсов, гаджетов. Приобретая товар, покупатель должен знать, что в условиях рыночных отношений долговечную технику изготовителю делать невыгодно. Какая прибыль с того, что холодильник честно отслужит 10 лет? 

— В последнее время мы сталкиваемся с тем, что буквально через месяц после окончания гарантийного срока техника выходит из строя. В моей практике был случай, когда женщина купила холодильник за 150 тысяч рублей. Срок гарантии — 24 месяца, ровно через 25 месяцев холодильник отключился. Встал колом! Вопрос цены ремонта немалый — 70 тысяч рублей. Мы заказали экспертизу и в судебном порядке оспорили право покупательницы на замену товара, поскольку речь шла о существенном скрытом производственном дефекте, — рассказала независимый эксперт, генеральный директор ЭКЦ «Ноэкс-Югра» Светлана Глушаева.

В общем, отправляясь в магазин, всем нам следует вооружиться не только лупой, но и сборником Правил торговли, Гражданским кодексом и техрегламентом Таможенного союза. Возможно тогда мы хоть как-то сможем отстоять свое право на доступную информацию о содержании продукта, его цене,  качестве, право на вежливое обслуживание, наконец.

И под занавес информация к размышлению: стоимость упаковки, то бишь пластиковых пакетов, включена в стоимость товара. Это прописано в Правилах торговли раздел №2 ст. 37, 38. Попробовала это доказать продавцу. Меня вежливо послали  на горячую линию…

Пахом Шадчин: — Я сталкивался с ситуацией, когда цена товара не соответствовала той, что пробили на кассе. Я тогда смог отстоять свое право, но понял, что знаний в этой сфере у меня недостаточно, поэтому пришел на семинар, чтобы получить полезную информацию.




Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии