×
Аналитика
0

Как работа сургутского бизнеса в 2009 году отражалась на облике города?

Пусть прошло немного времени, но анализируя деловую обстановку в Сургуте, становится понятно: за десять лет произошли достаточно значительные изменения.

Кризисная стройка

Десять лет назад в Сургуте и не слышали об ударных темпах стройки, когда объемы вводимого жилья в год превышают площадь в 300 тыс. м². По итогам 2009 года в Сургуте построили квартиры с общей площадью всего порядка 140 тыс. м². Кроме того, стройкомпании тогда испытывали посткризисные трудности, приходилось сокращать финансирование и замораживать строительство. В частности, большие проблемы были при возведении микрорайонов «Никольский» и «Александрия». Компания «Сибпромстрой», которая тогда возводила новый жилкомплекс «Никольский», вынуждена была на свой страх и риск взять многомиллионный кредит из-за сбоев финансирования со стороны главного инвестора застройки.

— Все шло планово, пока нас не коснулся кризис, — рассказывал тогда журналистам гендиректор «Сибпромстроя» Николай Сторожук. — В августе начались сбои финансирования, и вместо плановых 80 тысяч квадратных метров жилья, мы довели до полной стадии готовности только 40 тысяч квадратных метров.

— Банки перестали кредитовать население или кредитуют под очень большой процент, что непосильно для людей. Соответственно они перестали нести эти деньги застройщику, а застройщику, в свою очередь, не на что строить, — характеризовал ситуацию директор департамента архитектуры и градостроительства Сургута на тот момент Владимир Дворников.

Несмотря на трудности посткризисного периода, экспансия 17-этажек в скором времени все же прошла успешно. В 2009 году завершилось последнее десятилетие, когда Сургут еще оставался городом с подавляющем числом построек в пределах девятиэтажной высоты. 

Куда не плюнь, всюду щиты и ларьки

В начале 2009-го в Сургуте началась борьба с киосками и торговыми павильонами. Администрация сообщила их владельцам, что не намерена продлевать с ними контракты на аренду земли. Причин было несколько: частые конфликты с коммунальными организациями из-за невозможности проведения ремонтных работ теплосетей, продажа алкоголя и сигарет несовершеннолетним, неэстетичный вид подобных объектов торговли.

— Это прошлый век. Они не только портят облик города, в киосках продаются слабоалкогольные напитки и сигареты лицам, не достигшим 18 лет, — объяснил тогда позицию властей первый заместитель главы Сургута Роман Марков.

Сложнее проходило противостояние с ларьками на придомовых территориях. Разрешение на их установку давали жители, соответственно полномочия властей здесь были значительно ограничены.

— Эти ларьки расположены на придомовой территории, и собственники жилья в установленном законом порядке дали согласие на их установление. Администрация не вправе вмешиваться в эту ситуацию,  — говорил председатель ассоциации частных предпринимателей Сургута Леонид Тарабанов. 

Но, как сейчас говорит председатель правления Сургутской торгово-промышленной палаты Владимир Болотов, пусть киоски и исчезли с муниципальной земли, многие из них по-прежнему благополучно работают во дворах. И даже спустя десять лет проблема остается актуальной.

Помимо войны с киосками в конце нулевых в Сургуте разгорелась борьба с незаконно установленными рекламными конструкциями. На фото тех лет видно, что рекламный щит был расположен на каждых ста метрах вдоль автодорог по проспектам Мира и Ленина. Сейчас городской облик в этом отношении стал гораздо более приглядным.

— В 2009 году у нас было около двух тысяч конструкций. Сейчас их стало порядка 700. У нас на тот момент отсутствовало какое-либо правовое поле, это был рынок без документов. И тогда правила игры только начали формироваться. Например, появились требования по проведению аукционов, — вспоминает Владимир Болотов.

О «федералах» и не слышали

Десять лет назад в различных сферах сургутского бизнеса практически не было федерального, и уж тем более мирового представительства. О «Магнитах», «Пятерочках» и «Перекрестках» мы узнавали, только посещая столицу и другие крупные города России, а о том, что у нас появится «Макдональдс» и думать не могли в 2009-м. Сейчас мы абсолютно интегрированы в этот «сетевой» процесс. Уже пять лет, как канули в лету местные продуктовые сети «Премьер», «Рост», «Лабаз». А тогда, в 2009-м, сургутяне каждый день после работы покупали продукты у местных предпринимателей, которые, к слову, платили налоги в городской бюджет.  

— Сетевые компании угробили огромное количество местных организаций. В категории «живее всех живых» в производстве остались сургусткие мясокомбинат и хлебозавод, в торговле — сеть магазинов «Престиж». Как было у них два магазина 20 лет назад, так и осталось. У этой организации следующий подход — они не берут кредиты. Все сети у нас погорели из-за экстенсивного развития. Они стали выкупать помещения, открывать дополнительные магазины, рассчитывая на постоянное развитие. Как только развитие из-за прихода федеральных сетей прекратилось, то работать стало невозможно, — объясняет Владимир Болотов.

Как часто писали в соцсетях в 2012 году, с появлением двух крупных моллов Сургут вдруг стал модным. В 2009-м мы не были «такими  модными», чаще проводили досуг в гостях или на свежем воздухе вместо того, чтобы коротать часы в кинотеатрах и на фудкортах крупных торговых центров. Не так жаловали сургутяне и сферу общественного питания. Рестораны большинство посещало только по праздникам.

— Отношение горожан к общественному питанию несомненно улучшилось. Кредит доверия повысился. Люди меньше едят дома, намного чаще — в кафе и ресторанах. В этом отношении мы становимся ближе к западному потребителю, — рассказывает известный в Сургуте ресторатор Алексей Браташов.

Много банков, кредитов и быстрая окупаемость

Из года в год мы слышим слоганы о том, что возможности для бизнеса расширяются, власти снижают административные барьеры, упрощается документооборот, и появляется все больше сервисов для предпринимателей. Впрочем, вспоминая 2009-й, бизнесмены говорят в один голос: это были прекрасные хлебосольные времена.  

— Очень трудно сейчас получить кредит, — говорит сургутский предприниматель и инвестор Тарас Криштанович. — Нужно, например, иметь безупречную кредитную историю. Десять лет назад было много частных банков, и они были очень лояльны к клиенту. Это были региональные банки, руководство которых находилось на местах. Вопросы решались оперативно и в положительную для бизнеса сторону.

— Если сравнивать с нынешним временем, то тогда кредиты давали буквально просто так, — добавляет Владимир Болотов. — Если ты приходил с бизнес-идеей, и у тебя был элементарный залог, то получение кредита было плевым процессом. По словам одного из банкиров, с которым я беседовал, сейчас ты должен просто доказать, что не нуждаешься в деньгах. Но зачем тогда вообще брать кредит?

Ушли одни проблемы, пришли другие, говорят опытные предприниматели. В 2009 году окупить вложения в бизнес можно было за два-три года, сейчас редкая компания может похвастать такими результатами. Нормальным сегодня считается срок окупаемости около 5–7 лет, анализирует ситуацию Тарас Криштанович. Многие чаще всего и вовсе не успевают отбить вложенное, настолько сейчас выросли административные штрафы и налоговая нагрузка.

— Сейчас простейший хозяйствующий субъект в формате ИП сдает 42 (!) отчета в год. В разы выросли штрафы для бизнеса. Наказание за незаконное трудоустройство мигранта составляет 700 тысяч рублей! Проще говоря, если у вас нашли двух-трех таких мигрантов, то остается только банкротить фирму и закрывать. Найти такие деньги малому бизнесу нереально, — констатирует Владимир Болотов.

Среди преимуществ 2019-го над 2009-м предприниматели называют снижение количества необоснованных проверок со стороны государственных надзорных органов и ускорение документооборота, благодаря появлению многофункциональных центров «Мои документы».

Челлендж в цифрах

Валюта

2009: Доллар – 29 руб.

Евро – 41 руб.

2019: Доллар – 66 руб.

Евро – 75 руб.

Бензин

2009: АИ-92 – 21 руб.

АИ-95 – 23 руб.

2019: АИ-92 – 43 руб.

АИ-95 – 45 руб.

Средняя зарплата в Сургуте

2009 – 46 тыс. рублей

2019 – 80 тыс. рублей






Теги статьи: #Бизнес #2009

Автор текста: Сургутская трибуна Наталья Антонова    Автор фото: Александр Онопа

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии