– В средних и старших классах школы вводят профильное обучение. Довольно рано приходится делать сложный выбор, от которого зависит дальнейшая судьба. Как не ошибиться с направлением?
– Важно понимать, что выбор профильного класса с большой долей вероятности определит будущую профессию школьника. Поэтому к профилю обучения я бы относилась серьезно. Если выбирать профильный класс, школу, ориентируясь только на желания родителей, мы рискуем не попасть в интересы самого ребенка. Есть два варианта выбора: самостоятельный – когда мы понимаем, что подросток хорошо знает свои интересы и способности, может сам определиться с направлением, и второй – с помощью профориентолога, который построит образовательную траекторию с учетом возможностей, личностных качеств, ценностей и предпочитаемых условий труда.
– В каком возрасте нужно присматриваться к ребенку, чтобы определить его интересы и способности?
– Начиная с рождения задатки и склонности будут проявляться в виде интересов. Последние могут носить как кратковременный характер, так и быть более устойчивыми. Так что присматриваемся к ребенку с самого рождения, фиксируем, что ему нравится, какой вид деятельности он больше предпочитает, с чем, с кем играет, на что обращает внимание, какие вопросы задает.
– Есть проблема: многие подростки вообще ничем не хотят заниматься, и кажется, что никаких склонностей у них нет. Почему так происходит и что делать родителям, как помочь с выбором?
– Вопрос мотивации – это многофакторная история. Я исхожу из концепции, что дети с рождения очень любопытные, они искатели, вечные почемучки. Но в среде, где их ждут ограничения: нельзя, оставь, ты еще маленький, отойди, иди поиграй, мне некогда, – детская поисковая активность затухает. Не бывает неталантливых детей, бывает так, что не создали условия их «распаковки». Если вы родитель подростка, который «ничего не хочет», вам кажется, что у него ни к чему нет склонностей, то, во-первых, нужно найти психолога, который поможет ребенку расширить представление о себе: о своих сильных и слабых сторонах, врожденных индивидуальных особенностях, возможностях познавательной сферы. Во-вторых, найти профориентолога, который поможет осознать свои интересы, способности, склонности и подберет перечень профессий, специальностей и вуз. И, в-третьих, организовать профпробы или встречу со специалистами – носителями тех профессий, которые рекомендованы подростку.
– Раньше все было проще: дети или шли по стопам родителей, или вообще брались за любую работу. Когда появилась потребность в профориентации?
– На самом деле потребность в профориентации появилась после первой промышленной революции. Это было связано с правом выбирать, куда человеку идти работать, и с правом предприятий подбирать определенных сотрудников. В наше время профориентация достигла своего апогея. Мы теперь, по словам футурологов, будем за свою жизнь менять профессию от 5 до 10 раз.
– Кто такие консультанты по профориентации? Многие родители уверены, что профориентацией должны заниматься школьные учителя, психологи.
– Не согласна – у них и без этой задачи много работы. Быть фасилитаторами (людьми, обеспечивающими успешную групповую коммуникацию), проводниками, наставниками – да. Но такой сложный вопрос, как выбор профессии, должен быть в руках профессионалов. Профориентация сегодня – это прежде всего система методов и техник, способных сформировать у ребенка на основе его интересов, способностей, личностных качеств и возможностей рынка труда осознанный выбор профессии. Консультанты по профориентации – специалисты, владеющие технологией подбора профессии под потребности, возможности и особенности ребенка. Я рекомендую ресурс «Поступи онлайн», если воспользоваться навигацией сайта, можно самостоятельно подобрать себе специальность и вуз.
– Рынок труда стремительно меняется. Профессии умирают, появляются новые. Как через десять лет не оказаться без работы?
– Да, рынок труда очень быстро меняется: никогда еще в истории не было такой скорости изменений в профессиональном поле. Если вы родитель школьника, то ищите профориентолога, который не просто подберет профессию вашему ребенку, но расскажет о самой технологии выбора . Это важный, нужный навык современности: умение подбирать себе занятие самостоятельно. В помощь – «Атлас профессий будущего» – площадка, где постоянно публикуются новые специальности и сферы деятельности. Многие сайты, такие как «Мое образование», публикуют списки профессий и их цикл жизни. То есть можно понять, сколько та или иная специальность еще будет на рынке труда.
Опубликованных комментариев пока нет.