×
Общество
0

Как распознать мошенничество

Мошенники всех сортов продолжают терроризировать жителей страны. В Югре – благополучном регионе с высоким уровнем жизни – преступники такого рода традиционно активны больше обычного. Только за последнюю неделю окружная полиция сообщила о как минимум девяти новых случаях незаконной экспроприации денег. «Новости Югры» в очередной раз решили напомнить югорчанам о том, как не стать жертвой мошенников и обезопасить свои финансы.
Простые истины
Вот, например, типичный для современности случай. В Сургуте сразу пять местных жительниц стали жертвами мошенников, представлявшихся сотрудниками банка. Схема отработанная и простая до предела – уверены, многие из читателей с подобным уже сталкивались. По телефону будущим жертвам сообщают о несанкционированных попытках списания денег с их банковских счетов. Для предотвращения лжесотрудники просят данные карты, код безопасности, а также пароли, поступающие через СМС. Естественно, что после получения всех данных снять конкретную сумму с чужого счета уже не проблема, в чем и убедились женщины, в общей сложности потерявшие около 70 тысяч рублей.
Отсюда следует правило № 1: никогда и ни при каких обстоятельствах не сообщайте кому бы то ни было код безопасности своей карты и в целом не делитесь информацией о ней. Сотрудники любого российского банка никогда не запрашивают такие данные. Если звонящий спрашивает у вас код безопасности – без разницы, какие аргументы он приводит, – то вы с 99-процентной вероятностью общаетесь с мошенником. Проверить достаточно легко: положите трубку и перезвоните в банк (номер обычно есть на оборотной стороне карты). Тем не менее ситуация довольно абсурдная: россиянам уже годы твердят о том, что банки не требуют подобную информацию от клиентов, однако тысячи жителей страны по-прежнему продолжают попадаться на эти уловки.
Еще один способ отъема кровных у наивного населения – объявления на профильных сайтах. Опять же случай из Сургута, где местный житель, мечтавший о дорогом смартфоне, лишился серьезной суммы. К сожалению, страховки в случае с тем же «Авито», по сути, нет. Однако правило № 2 вывести все же можно: старайтесь избегать предоплаты покупок у физических лиц – кажущиеся выгодными предложения на сайтах объявлений могут привести к потере средств.
В целом, сообщает Управление МВД по Югре, только с 12 по 14 июля югорчане лишились около 800 тысяч рублей в результате действий мошенников. При этом в полиции отмечают, что среди пострадавших много женщин молодого и среднего возраста. Схемы все те же: звонки из «банков» и предложение фальшивых услуг.
Например, две барышни из Радужного потратили почти 200 тысяч рублей, пытаясь купить бонусы программы «Спасибо» от «Сбербанка». Отсюда вытекает правило № 3: работайте только с проверенными и надежными лицами. Российский интернет, к сожалению, не самое дружелюбное место. Вместо хлеба-соли и радушного приема неопытных пользователей вполне может ждать банальный «развод».
Дело техники
К слову, переключение внимания преступников на более молодых жертв несколько удивляет. Как правило, потерпевшими по делам о мошенничестве становятся пожилые и одинокие люди. Обман происходит в основном при личном контакте: к пенсионерам в двери стучатся доброжелательные юноши и девушки из «пенсионных фондов», «медицинских организаций» и всевозможных «учреждений». Жертве предлагают либо некий товар (например, чудодейственный медицинский прибор), либо услугу (снижение платы за коммунальные услуги или прибавка к пенсии).
К сожалению, особых принципов тут нет – в силу одиночества и оторванности от современного информационного пространства пожилые люди достаточно легко становятся жертвами мошенников. Однако правило № 4 выделить все же возможно: договоритесь со своими бабушками-дедушками-родителями о том, чтобы они, как минимум, никогда не совершали покупки из рук в руки без вашего присутствия.
Пожалуй, последним типичным видом мошенничества можно назвать случаи, когда на телефон жертвы поступают сообщения с просьбами, допустим, перевести энную сумму денег на определенный счет как оплату за ДТП, в которое якобы попал сын/дочь/муж и так далее. Причины для перевода могут быть любыми, но все они так или иначе будут связаны с необходимостью «урегулировать вопрос на месте». Проверяется легко: звоните родственнику, с которым якобы приключилась беда. Не дозвонились – ищите на работе, в социальных сетях, везде, где только можно. Единого правила тут нет: ситуация вполне может оказаться реальной.
Также обозначу конкретный случай с автором материала, произошедший на днях, – уж слишком он технологичен и небанален. Некто, получивший доступ к почте матери, внес в календарь Google оповещение о некой выплате (38,9 тысячи рублей, если быть точным), которую она может получить. Легенда действительно виртуозная: якобы 364 дня назад моя мать зарегистрировалась на сайте «бонусных выплат», которые копились весь год. И, значит, завтра, когда истечет 365 дней, они сгорят, поэтому надо срочно перейти на сайт, ввести информацию, а также перечислить небольшую сумму на «технические расходы».
Доводить историю до конца я не стал, однако отмечу, что оповещение в календаре стояло на неделю вперед. Отсюда формулируем правило № 5, последнее: никаких переводов средств кому бы то ни было, особенно если после процедуры вам обещают выплатить круглую сумму.

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии