В наше время приобрести автомобиль не проблема, были бы деньги. Впрочем, клиентам, у которых с наличными сложно, автосалоны предлагают целый пакет программ кредитования, лишь бы купили. И используют любые способы, чтобы выманить из клиента деньги. Как известно Остап Бендер знал «четыреста сравнительно честных способов отъёма денег», его современные последователи, судя по всему, не брезгуют пользоваться сомнительными, а порой и откровенно незаконными способами.
Как заманивают клиентов
Сегодня мы расскажем, о том, как устроен «серый» бизнес по продаже автомобилей и как в него не угодить. Схема работы подобных структур в разных городах — как под копирку, самая банальная — заманивание скидками в 200-300-500 тысяч рублей. При этом в подарок обещают КАСКО, комплект шин, коврики и целый пакет иных «заманух», рассчитанных на неискушенного покупателя. Такую агрессивную рекламу, что-то вроде этого: «Распродажа дилерского склада: скидки на новые машины до полумиллиона рублей. Hyundai Solaris за 450 000 рублей с автоматом в наличии», можно без труда найти в интернете. Согласитесь, мимо такой халявы пройти трудно.
Супруги Беляевы из Нефтеюганска решили приобрести автомобиль среднего класса в кредит, не дороже 1,5 миллионов рублей. Накопили на первоначальный взнос и принялись искать подходящие варианты в интернете.
«Нашли на «Авито» ссылку на автосалон в Сургуте — ООО «Север Автоторг», на ул. Рационализаторов, 3. Связались с менеджерами, где нам подтвердили, что да, можно приобрести авто, но лучше все же поторопиться, так как машины по таким ценам разлетаются как горячие пирожки. Нас устраивала и цена, и условия кредитования, — рассказывает Никита Беляев. — Прямо по телефону нам оформили заявку на кредит и даже сделали предварительный расчет. А на следующий день позвонили и сказали, что банк предварительно одобрил кредит под минимальный процент — 2,9».
Беляевы приехали в салон в воскресенье в 11 утра. Им предложили автомобиль той же модели, что выбрали ранее, но только не 2020 года выпуска — более дешевый вариант, а 2021-го, в другой комплектации и значительно дороже. Беляевы засомневались, но работники автосалона знали свое дело туго. Началась профессиональная обработка клиентов: Беляевых таскали от одного менеджера к другому, из кабинета в кабинет, беседовали, разъясняли, убеждали, инструктировали. Предложения сыпались одно за другим. Все происходило с такой калейдоскопической быстротой, что ошарашенные покупатели, не успев даже сообразить, что к чему и что почем, как подписали предварительный договор купли-продажи и внесли предоплату.
Через несколько часов ожиданий пара кредитных организаций одобрила кредит. Беляевым предложили две кредитные программы: государственная, которая действует только автомобили 2021 года выпуска, и Кей-финанс в рамках которой можно приобрести автомобили более раннего выпуска. Эта программа предусматривала целый портфель страховых программ, на сумму более 900 тысяч рублей. Клиенту заявили, что отказаться от страховок нельзя. Причем условия таковы, что даже если покупатель досрочно погасит кредит, то страховки перерасчету не подлежат.
«В общем, вышло так, что машина 2020 года, которую мы хотели изначально приобрести, обойдется нам дороже, чем автомобиль 2021 года выпуска. Нам настойчиво стали предлагать приобрести авто по государственной программе за 1 млн 650 тысяч рублей. Процент вроде невысокий — под 8,5. Мы с супругой вышли из салона посовещались, подсчитали и поняли, что для нас это неподъемная сумма. Условия нас также не устраивали. Мы отказались», — говорит Никита.
Ад для клиентов
И тут началось! Изрядно измотанных супругов вновь начали мордовать менеджеры. Им заявили, что если они расторгают договор купли-продажи, то все издержки, как отказавшаяся сторона, берут на себя. Как оказалось, издержки предусматривают удержание первоначального взноса (а он составил 100 тысяч рублей) плюс 30 % от стоимости автомобиля, в качестве компенсации автосалону за упущенную выгоду — а это плюс еще почти 400 тысяч. Беляевы оказались перед выбором — либо они на ровном месте теряют полмиллиона рублей и остаются без авто, либо приобретают другой. Им предложили вариант со всеми дополнительными опциями, сигнализацией и даже тонировкой, антикоррозийным обслуживанием, защитой двигателя и еще целой кучей никому не нужных опций, от которых в любое другое время отказался бы всякий здравомыслящий покупатель. И продолжали психологически давить на клиентов, запугивая длительными судебными разбирательствами, большими издержками и тому подобным в случае отказа.
Беляевых промариновали в салоне почти девять часов, под занавес они уже не могли четко контролировать даже свои действия, не то что действия менеджеров, и приняли-таки решение приобрести новую машину. Им к кредиту привязали еще две опции — страховка на случай потери работы и карта помощи на дороге, заявив, что это непременное условие банка. Автомобиль обошелся им в кругленькую сумму — 2 млн 700 тысяч рублей, плюс переплата по кредиту — 1 млн 700 тыс. Только дома, придя в себя после сумасшедшего дня, Беляевы поняли, что угодили в настоящую кабалу: сумма для них была абсолютно неподъемной. Да и как выяснилось, у официальных дилеров этот же автомобиль был почти вдвое дешевле. Утром Беляевы позвонили в банк с просьбой остановить платеж по кредиту.
«Мы уехали из салона поздно вечером в воскресенье и знали, что деньги на счет автосалона банк не перевел. Но после нашего звонка нам почти сразу же позвонили из автосалона и сказали, что, средства уже перечислили, хотя обычно деньги переводятся в течение 3-5 дней со дня подписания договора. Такая оперативность наталкивает на мысль, что салон работает в одной связке с банком. Иначе мы это объяснить не можем. Но мы будем добиваться расторжения договора, хотя понимаем, что без расходов не обойтись», — говорит Никита.
Автосалон ожидаемо отказал Беляеву в расторжении договора купли-продажи. Проконсультировавшись у юриста, наш герой обратился в полицию (ОП-3) с заявлением. Там его приходу не особо удивились: «Север Автоторг» давно на заметке у правоохранителей, а Беляев — далеко не единственный клиент, попавший в сети серых автодилеров. Надо отдать должное — сотрудники полиции отработали по автосалону оперативно и грамотно.
Через неделю Беляеву позвонили менеджеры и предложили ему большую скидку, однако он отказался, потребовав возврата кредитных средств и навязанных услуг. Уникальный случай, один на миллион — автосалон выполнил все требования клиента. Единственная потеря — 30 тысяч рублей пришлось оплатить банку за месяц пользования кредитными средствами. Вопрос для Беляева решен в досудебном урегулировании спора. Но вопросы остаются — почему компания все еще продолжает работать и «разводить» клиентов? Оперативно получить комментарий от УМВД и городской полиции не удалось.
Мы направили официальные запросы в ведомства. Руководство «Север Автоторг» от комментариев отказалось наотрез. Но история нашего героя может послужить уроком для тех, кто сегодня планирует приобрести автомобиль. Принято считать, что официальные дилеры не такие беспредельщики, как «серые». Это так, но ухо в любом случае следует держать востро. Во-первых, потому, что в их арсенале десятки схем развода клиента на деньги. Во-вторых, как у официальных, так и у «серых» дилеров, работает золотое правило менеджеров по продаже авто: не выключать клиента из ада до тех пор, пока он не утратит способность критически мыслить. Ну и, в-третьих, всегда следует помнить где, в соответствии с пословицей, находится бесплатный сыр.
Адвокат, директор АНО «Югорский СоветникЪ» Алексей Редькин:
«Помните! Все, что противоречит закону о защите прав потребителей — недействительно! Даже если подписали ДКП. Не подписывайте ни одного документа до того, как он будет полностью прочитан и понят. Все неясные моменты нужно обсуждать сразу. Если салон предлагает вам заключить предварительный договор, попросите показать типовой договор купли-продажи. Так можно заранее узнать все условия совершения покупки в данной организации, выяснить все непонятные пункты и решить, стоит ли сотрудничать с данной организацией».
Опубликованных комментариев пока нет.