Коллекция костюмов по мотивам женских образов великого поэта получила поддержку Президентского фонда культурных инициатив, совершила захватывающее турне по России и вдохновила юных дизайнеров Югры на новые свершения. И на этом сказка не заканчивается.
Как «оживали» царевны
Коллекция театральных костюмов родилась в 225-летний юбилей Александра Сергеевича. Как говорит педагог студии дизайна Школы креативных индустрий Окружного дома народного творчества в Ханты-Мансийске Наталья Мороз: «Наш 2024 год прошел вместе с Пушкиным».
Воплощение пушкинских героинь стало настоящим творческим экспериментом. Дизайнер и ученики школы вдохновились сказочными образами и подготовили для участия в конкурсе «Пушкинский бал» в Санкт-Петербурге 15 работ, семь из которых представили в финале. В костюмах «ожила» Царевна Лебедь, Мертвая царевна и Наташа из сказки «Жених». Наталья Мороз уверена, что участие в конкурсах – это важный шаг в творческом развитии ее воспитанников и бесценный опыт.
– С проектом «Сказки Пушкина» я зашла в учебный процесс Школы креативных индустрий, чтобы у детей была возможность увидеть, как работает дизайнер, как создается работа, как она переносится с бумаги на материал. Они были моими ассистентами, подмастерьями и помогали во всем, – говорит Наталья Александровна.
К процессу подключились ребята из студий фото- и видеопроизводства Школы креативных индустрий, которые снимали «закулисье» создания коллекции.
Царевна Лебедь получилась легкая, воздушная, с белоснежными перьями на платье. Ей дизайнеры посвятили целых четыре образа. Эту сказочную героиню знают все: ее Пушкин подробно обрисовывает в «Сказе о царе Салтане», а вот описание внешнего вида Наташи из поэмы «Жених» не встречается на страницах произведения. И это дает дизайнерам простор для творческой мысли.
– Интересен образ Мертвой царевны. Ее описания также нет, и мы решили выполнить костюм в розово-голубых оттенках. В цветах он спорит с одеждой царевны на Руси, но никто не запрещает фантазировать и развивать у ребят образное мышление, – считает Наталья Александровна. – Возможно, эта цветовая гамма ассоциируется со снами.
В нарядах присутствуют элементы ручной вышивки и бисер. Большое внимание уделено кокошникам, они приковывают взгляд, делая образы завершенными.
Интересно, что в создании театральных костюмов авторы применили подход бережливого производства. Платья создавались из старой одежды, потерявшей актуальность, из обрезков текстиля, кружева и других вторичных материалов. Таким образом, авторы привлекли внимание к проблемам экологии и гиперпотребления, доказав, что даже из производственных отходов можно сотворить шедевр.
Создавать и продвигать
Задумку дизайнеров ждал триумф. Коллекция стала финалистом Международного конкурса дизайнеров «Пушкинский бал», «Сибирский кутюрье», полуфиналистом Международного конкурса «Адмиралтейская игла», была показана в Москве, Тобольске, Тюмени и, конечно же, в Югре.
Информация о проекте «Сказки Пушкина» разлетелась в соцсетях. После демонстрации коллекции в Ханты-Мансийске организаторы телевизионной премии «Федерация» из Москвы обратились к Наталье Мороз с просьбой предоставить костюм Наташи из поэмы «Жених» для торжественной церемонии вручения наград победителям.
Образ Мертвой царевны вдохновил руководителя мастерской ремесленного хлеба «Белый мельник» Ольгу Костину из Ханты-Мансийска на рекламную съемку эксклюзивного продукта – розовых блинов, именно тех, которые так любил Пушкин и съедал за раз по 30 штук. Цвет этим блинам придавал сок свеклы, который няня Арина Родионовна добавляла в тесто.
Фотосессия с героиней «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» с розовыми блинами прошла на совместном уроке студии дизайна и студии фото- и видеопроизводства Школы креативных индустрий.
– Задача педагога, обучающего подростков по направлению «креативные индустрии», не только показать производство продукта от идеи до готового изделия, но и рассказать, как можно его продвигать. В данном случае, поработав по сценарию рекламной съемки, соединив в кадре гастрономию и моду, мы показали варианты взаимодействия: в нашем случае – с партнером, а в жизни – с заказчиком на практике, – говорит Наталья Мороз.
Особенная поездка в Луганск
Одним из главных событий в культурном путешествии коллекции «Сказки Пушкина» стала поездка в Луганск для участия в социокультурном проекте. Поездку профинансировал Санкт-Петербургский Пушкинский фонд. Для Натальи Мороз этот проект стал особенным, ведь она родилась и выросла в небольшом поселке ЛНР и именно в Луганске обучалась на дизайнера.
– Примечательно что событие проходило буквально через дорогу от учебного заведения, где я стала специалистом по направлению «дизайнер одежды», – говорит она.
Наталья Мороз с детства любила шить, ведь в семье шили все: прабабушка, бабушка, которая была журналистом, но тоже умела шить, и мама.
– Я росла в этой атмосфере. Мама была технологом швейного производства, многое я перенимала от нее, и после 11-го класса сделала выбор в пользу профессии дизайнера. В 2006 году, окончив Луганский национальный педагогический университет имени Т. Шевченко, переехала в Югру, – рассказывает она.
Когда Наталью Александровну пригласили с показом коллекции «Сказки Пушкина» в Луганск (кстати, организаторы и не знали, что она оттуда родом), она с радостью откликнулась на предложение.
Проект на площадке театра имени Михаила Голубовича объединил лекции, мастер-классы, выставку «Мир глазами женщины» и показ мод с участием дизайнеров из разных регионов. Моделями стали мамы особенных детей.
– На территории Донбасса когда-то пытались отчуждать русскую культуру, и сегодня совместные межрегиональные творческие проекты возвращают к ней интерес, – говорит Наталья Мороз. – Мы провели встречу «Царевны», где дети с особенностями развития делали небольшие новогодние игрушки – кокошники из коллекции «Сказки Пушкина». А их мамы перевоплотились в сказочные образы и приняли участие в показе. Это были невероятные эмоции и для нас, и для участниц.
История с продолжением
Юбилейный год Александра Сергеевича Пушкина завершился, но жизнь югорской коллекции по его сказкам продолжается. Успех вдохновил ребят из Школы креативных индустрий на создание трех новых образов: «Золотая рыбка», «Русалка на ветвях», «Людмила».
Воспитанник школы Святослав Чегус посвятил Русалке отдельную работу, где задался вопросом, почему героиня, которая должна находиться в водной стихии, сидит на ветвях. Возможно, ее заколдовал злой волшебник за то, что она не вышла за него замуж.
– Мы хотим дополнить коллекцию и историю Святослава. Возможно, для образа Русалки мы сошьем два платья: какой бы она могла быть в морской стихии и после, на ветвях, – делится планами Наталья Мороз. – На наш взгляд, не до конца оценены образы трех девиц под окном: хотя в дальнейшем две из них станут злыми, изначально это были мечтательные девушки на выданье. Так что «Сказки Пушкина» продолжаются.
Дизайнер отмечает, что после успеха коллекции учеников Школы креативных индустрий приглашают в совместные проекты: есть предложения как коммерческого, так и партнерского характера. В частности, поступил заказ на создание сценического костюма для танцевального клуба. Сегодня, когда креативные индустрии активно развиваются, для кого-то из талантливых ребят этот опыт станет отправной точкой для блестящей карьеры, и мы увидим их работы на престижных конкурсах, выставках и ярмарках.
Опубликованных комментариев пока нет.