Выбран регион
×
Культура
0

Как сургутянин открыл для России целую плеяду музыкантов с самого творческого архипелага в мире

Антон Ковальский много лет посвятил профессиональной культурной журналистике. Эту фамилию вряд ли когда-нибудь забудут работники местных театров, музеев и ДК. В разное время все они были упомянуты Антоном в материалах и не всегда по приятному поводу. В какой-то момент Ковальский пополнил ряды работников сферы культуры, став пресс-секретарем Сургутской филармонии. Тогда и началось знакомство сургутян с творчеством музыкантов с далеких Фарерских островов, общее население которых 50 тыс. человек.

И если еще пять лет назад гости фестиваля "60-я параллель" не стесняясь переспрашивали "как там называются эти острова", то в последние годы заранее раскупают билеты на концерты с участием потомков викингов. Зародившийся в Сургуте международный арт-проект "Фарерские острова ближе, чем ты думаешь" шагает по стране вслед за его создателем, знакомя с творчеством самобытных фарерцев десятки российских городов. Не являясь при этом коммерческим. Зачем Антон Ковальский все это затеял - в интервью "Сургутской трибуне".

ДОСЬЕ:

В 2015 году Антон Ковальский переехал вместе с женой Дарьей Яковлевой в Калининград. Работал ведущим специалистом по рекламе в Калининградском областном драматическом театре. Через два года молодые журналисты, получив хорошее предложение по работе, отправились в Псков, где и живут сейчас. Дарья работает в губернаторском пуле, Антон продолжил трудиться "на благо культуры и человечества" и развивать фарерский проект. Речь не только про организацию концертов, но еще про сьемку клипов и фильмов, открытие новых музыкальных имен и сбор информации об удивительных Фарерских островах. Все это - на сайте Farland.me


- Проект «Фарерские острова ближе, чем ты думаешь» случайно вырос из проекта «60-я параллель» Сургутской филармонии. Не то чтобы мне предложили – скорее я навязался попробовать кого-то пригласить. Помимо того, чтобы быть пресс-секретарем, хотелось делать что-то, скажем так, осязаемое, создавать свою историю. Мне дали зеленый свет: «Попробуй кого-нибудь привези». Начал искать музыкантов, проживающих в других странах на 60-й параллели. И один мой хороший друг, когда я с ним на этот счет решил посоветоваться, сказал, что никого не знает кроме Айвер Полсдоттир с Фарерских островов. Я до этого даже не представлял, где находятся Фарерские острова. Послушал песни Айвер. Написал ее команде. Мне ответили, что в России у них есть букинг-агент, так как за несколько лет до этого Айвер один раз приезжала в Россию. Но выяснилось, что букинг-агент уже не занимался проектом и получилось, что Сургут стал единственным городом, который музыканты посетили осенью 2013 года. Это были два безумных дня общения.

- Помню, что вы кормили певицу пельменями у вас на кухне. Фотография тогда украсила первую полосу "Сургутской трибуны".

- Да-да! Когда прощались, Айвер в шутку сказала, мол, теперь вы приезжайте на Фарерские острова, знайте, что у вас там есть друзья. Наверное, думала, что никто не приедет. Но не тут-то было. С Дашей мы подумали, а почему бы и не поехать? Начали просчитывать бюджет поездки. Доехать до Фарерских остров, кстати, не так уж и дорого, если вдруг кто интересуется. Главное, добраться до Копенгагена. Сложнее снять там жилье. Жить нам было негде. И один из фарерцев, который был в туре с Айвер и с которым мы поддерживали связь, предложил остановиться у него. После того, как мы туда съездили, началось какое-то безумие. Если до этого кроме Айвер я никого не знал, то потом открыл для себя много других интересных исполнителей.


На следующий фестиваль пригласил Гури Хансдоттир. Она откликнулась, но сказала, что проделывать такой нелегкий путь ради одного города странно и спросила, могу ли я помочь с концертами в других городах. Так я неожиданно для самого себя занялся организацией концертов фарерцев в России. И втянулся. Если в тот год Гури дала концерты в четырех городах, то на следующий я уже целенаправленно занялся ее турне, которое в итоге охватило 14 городов. Мы путешествовали почти месяц по России.


- Сложно ли было организовывать в России гастроли неизвестных музыкантов с неизвестных Фарерских островов?

- Безумием было сделать после тура Гури еще и фестиваль фарерской культуры в России. Три артиста – это сложновато, а десять…. Но тем не менее, мы это сделали. При поддержке представительства Фарерских островов в России и при личной поддержке Кристиана Блака {известный датский композитор, который играет на самодельных духовых инструментах. Человек-легенда для фарерцев} фестиваль прошел тогда в пяти городах, в том числе – в Сургуте. Организовывать сложно. Все-таки все хотят более-менее известных исполнителей на своих площадках. Филармонии, концертные залы иной раз даже не удосуживались открывать наши письма, не говоря уже о том, чтобы послушать и понять уникальность проекта. Тем не менее, есть замечательные примеры, говорящие об обратном, как например Сургутская филармония, Удмуртская государственная, которые не боятся открывать для себя новое. От самого материала тоже много зависит: если творчество Хайдрика понятно большинству, его музыка более интернациональная, то Кристиан Блак со своим этническим джазом сложнее воспринимается аудиторией. Фестиваль был примечателен еще и тем, что помимо концертов прошли мастер-классы. Крисатиан учил танцевать россиян фарерские танцы – притом, что сам является датчанином, но культуре Фарерских островов он, наверное, знает больше, чем сами местные.


- На проекте «Фарерские острова ближе, чем ты думаешь» удается зарабатывать?

- Сделать его коммерческим невозможно. Все-таки музыканты по большому счету неизвестные. Да и дорога с Фарерских островов до России дорогая, нельзя назвать бюджетными и передвижения по самой России. Все, что мы зарабатываем, уходит на покрытие текущих расходов, которые возникают в туре. Для меня это больше хобби. Мне очень нравятся Фарерские острова. Не только музыка и их культура, но и сами люди. Они настолько к себе располагают, что интересно просто рядом с ними быть. А музыка – так это вообще… Там настолько много музыкантов, и все в разных жанрах, в разных стилях играют. Это вообще удивительная ситуация, когда в одном место столько много творцов. Не только музыкантов, но и художников, писателей. Среди них есть один нобелевский лауреат, а по количеству издаваемых книг на душу населения Фареры делят с Исландией первое место в мире. В глаза бросается, что в каждом доме, куда бы ты ни пришел, висят оригиналы картин разных художников. Причем хозяева знают этих авторов, ходят на их выставки. Это какой-то обособленный мир, где большинство людей живут искусством.

- Мы уже выяснили, что гастроли фарерцев в Россию - не та история, на которой можно заработать. Мне понятен твой альтруизм, как человека, который много лет посвятил профессиональной культурной журналистике, да еще и с замашками просветителя. Кто, если не ты, мог бы решиться на такую авантюру в Сургуте просто потому что это интересно и самобытно. Но зачем фарерцам сложный российский рынок?

- Любой человек, который творит, хочет свое творчество показать максимально бОльшему количеству людей. Интересно узнать реакцию людей на него. Кому-то просто интересно побывать в России, почти все музыканты здесь впервые. Им интересно открывать для себя другую Россию, не ту, что показывают по новостям. Отмечают, что здесь вкусный кофе, открытые и добродушные люди. Понимают, что Россия это адекватная продвинутая страна.


- А как ты объясняешь этот творческий феномен Фарерских островов - что каждый из них обязательно или писатель, или художник, или музыкант?

- Есть некоторые рассуждения. Мы задавали этот вопрос всем местным, с кем общались. Один из музыкантов, как-то сказал, что жители Фарерских островов всегда видят горизонт, видят, куда им двигаться дальше. Это один момент. Другой – быть может все дело в том, что на обособленной территории особо нечем заняться, а людям надо себя в чем-то проявлять. Еще одна причина музыкальности фарерцев – верность традициям, глубокие культурные корни: если где-то люди исторически спивались, то там – пели и играли. У них сегодня есть даже свой звукозаписывающий лейбл и симфонический оркестр. Напомню, что фарерцев всего 50 тыс. человек! Но больше всего мне нравится вот какая версия. У нас были поэты Серебряного века, и все они были в одной тусовке, все друг друга знали. Тот же Тарковский вместе с Вознесенским в одном дворе в детстве играли. Вместе они сформировали определенную культурную среду, которая в свою очередь повлияла на окружающих. У фарерцев также.

- Было бы интересно фарерцам услышать наших музыкантов, не просто российских, а именно сургутских?

- Проект не зря называется международным. Нет-нет да и вклиниваю иной раз наших музыкантов в их концерты: Алена Поль на одной сцене выступила с певцом Хайдриком {в 2017-м. А прошедшим летом дала концерт на Фарерских островах}, а Вера Кондратьева {исполнительница традиционных хантыйских песен} спелась с Кристианом Блаком - выпустили совместный альбом. И это вполне осязаемый результат общей работы.


НЕ ПРОПУСТИ 

Новое знакомство с музыкантами из Скандинавии состоится 5 декабря в 19 часов в большом зале Сургутской филармонии. Вместе с Сургутским симфоническим оркестром выступит группа «Доньял» (Dánjal).


Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии