Алена Колосова, Зиля Салахутдинова и Александра Соколова в этом году организовали две успешные акции, в ходе которых сотни сургутян смогли сдать в переработку накопленное у себя дома вторсырье. Первая прошла в марте в ТРЦ «Союз», затем был большой перерыв в связи с пандемией. И вот, в сентябре акцию удалось повторить на территории гипермаркета «Лента». Собранные отходы, а их собрано почти 1,3 тонны, затем отправились на заводы переработки по всей стране. Организаторы не получают за свою работу никакой прибыли, это их личная инициатива — помочь горожанам снизить количество мусора, отправляющегося на свалку. Как им удалось запустить экодвижение в Сургуте, нашли ли они поддержку в лице властей и бизнеса, и как девушки планируют внедрять раздельный сбор отходов дальше – в интервью «Сургутской трибуне».
— С чего все началось: как вы встретились и поняли, что готовы вместе воплощать большие идеи?
Алена: Я эколог по образованию, окончила аспирантуру СурГУ. Я вела «ВКонтакте» группу, посвященную экологии. Это занятие было моим досугом: собирала интересные факты о раздельном сборе. В начале этого года мне написала Зиля.
Зиля: Меня в свою очередь заинтересовали именно экологические акции. Я была подписана на группу, которая занимается такой деятельностью в Казани. Мне эта идея очень понравилась, и я решила найти единомышленников. Поисковик выдал группу Алены.
Алена: Наверное, это был знак для меня, потому что меня давно нужно было расшевелить на какие-то действия. Мы с Зилей обсудили ее идеи. Сразу стало понятно, что для реализации каких-то задумок главное — это волонтеры. Без них мы ничего не сделаем. Тогда я связалась с Александрой. Мы знакомы со времен моей учебы в СурГУ, и я знала о существовании экоотряда в вузе. Александра как раз им и руководит, у нее был хороший опыт организации акций по сбору макулатуры в СурГУ. И тогда мы встретились втроем, определили, какие именно виды вторсырья мы хотим собирать и как нам двигаться в этом направлении.
— Вы познакомились в начале года и уже в марте успешно провели первый сбор отходов. Как вам удалось так быстро перейти от слов к делу?
Александра: У нас было два варианта действий: создать в Югре свое экологическое движение или примкнуть к уже существующему всероссийскому движению «Раздельный сбор». Мы взвесили все за и против и решили, что на этапе продвижения идеи раздельного сбора отходов в Сургуте и Югре необходимо примкнуть к организации, имеющей успешный опыт в этой области. Перед нами стояла задача показать, что раздельный сбор — это не миф, а реальность, и его можно внедрить.
Алена: Руководитель «Раздельного сбора» отметила, что они заинтересованы в сотрудничестве с нами, поскольку северные регионы пока слабо задействованы в движении. Из отдаленных территорий с ними пока сотрудничает только Дальний Восток. Я стала координатором движения в Сургуте, и теперь мы получаем от них методическое сопровождение, имеем право использовать их логотип и имя для организации наших акций. Думаю, что это сыграло значительную роль в том, что уже первое наше мероприятие имело высокий спрос.
Александра: Когда мы встретились, стало понятно: если у нас схожие идеи, и нас мало, то главная задача — это провести небольшую, но качественную акцию. И когда мы собрали полтонны отходов, и к нам при этом пришло 200 человек, то мы, конечно, были приятно удивлены. Мы даже не рассчитывали на столь значительный отклик от населения.
Сдал отход, поставил галочку и забыл
— Главный скепсис населения в отношении раздельного сбора связан с тем, что люди не верят, что отсортированные ими отходы действительно попадут в переработку? «Да это все равно поедет на полигон», — говорит большинство. Что вы можете на это ответить?
Александра: Каждого партнера, с которым мы работаем, мы оцениваем на прозрачность. Так, например, начиная сотрудничество с компанией по производству пенопласта, Зиля отправилась в цех компании, чтобы посмотреть, как происходит сбор и изготовление пенопласта. Было много вопросов по батарейкам: действительно ли из боксов у «ОБИ» и «Ленты» они уезжают на переработку, или их просто выкидывают? Мы связались с заводом по переработке «Мегаполисресурс» в Челябинске и спросили, какой объем сырья поступает к ним из Югры. Они обозначили цифру и подтвердили, что получают сырье из нашего региона. Конечно, не все наши попытки найти партнеров были удачными. Но те компании, которые в итоге стали сотрудничать с нами в рамках акций, действительно занимаются сбором и транспортировкой отходов к местам переработки.
Нужно понимать, что большая часть граждан, которые сортируют отходы, при этом довольны уже тем фактом, что они просто их куда-то сдали. А доедут они до завода переработки или нет, им уже не столь важно. Пришли, сдали, поставили себе галочку и забыли… Для экоактивистов этого недостаточно. Мы должны точно знать, что бумага или пластик пойдут в переработку.
— Насколько просто или не очень было заинтересовать эти компании в сотрудничестве?
Алена: Конечно, за этим стояла большая работа, просто потому что подобных компаний достаточно много, и всех их для начала нужно было обзвонить. На это ушло много времени. Мы просто, грубо говоря, вводили в поисковике «прием металла» и обзванивали компании из списка.
Александра: Главное в этом вопросе — понимать мотивацию таких предприятий. Как правило, это коммерческие организации, которым удобнее принимать качественно отсортированное вторсырье от юридических лиц.
С физлицами сложнее, здесь важен уровень осведомленности о порядке приема вторсырья и правилах сортировки. Зачастую происходит так, что на переработку человек привозит тот же пластик, но в грязном виде. И ему не объяснишь, что такой вид пластика является сложным, не перерабатываемым отходом и отправляется на полигон. Заготовителям сырья не хочется тратить свои ресурсы на экопросвещение людей, ведь они не занимаются общественной деятельностью, а получают прибыль.
— С заготовителями сырья разобрались, а как же с площадками для проведения мероприятий? Сразу ли нашли поддержку с их стороны?
Зиля: Здесь было сложнее. Я по нескольку раз звонила во многие крупные ТРЦ, писала им письма. Они ответили, что не видят наше мероприятие на своей территории. Я договорилась по первой акции в «Союзе» с директором комплекса. И мы благодарны, что он сразу пошел нам навстречу.
Наш следующий партнер — руководство гипермаркета «Лента» по улице 30 лет Победы — также оказал поддержку нашему проекту и предоставил территорию парковки для проведения второй акции.
По щелчку изменений не будет
— Пытались ли вы приобщить органы власти к вашей деятельности, заручиться их поддержкой?
Алена: Да, мы связывались с представителями регионального оператора по обращению с отходами в Югре, но пока мы не нашли точек соприкосновения. Но мы, конечно, хотели бы, чтобы регоператор стал нашим партнером.
Александра: Многие граждане обращаются с вопросом о том, почему регоператор не ведет никакой просветительской деятельности на тему обращения с отходами. И это резонное замечание любого жителя. Это связано с тем, что пока в нашем городе не налажена система сбора отходов на контейнерных площадках, сортировки и их дальнейшей переработки. Первый комплекс по сортировке появится в Сургутском районе к 2024 году.
Зиля: Я тоже думаю, что причина в этом, ведь тогда население опять же будет недоумевать – дескать, зачем вы учите нас сортировке отходов, если для раздельного сбора еще не созданы условия в городе, отсутствует завод по переработке.
Александра: При этом мы не хотим ждать. Каждый из нас прошел этот путь, и мы знаем, что сортировать мусор легко. Мы создали людям условия, их задача – собирать отходы раздельно и приносить на наши акции.
— Как дальше будут развиваться ваши инициативы? К какому результату вы стремитесь?
Александра: Мы, конечно, понимаем, что разовых акций недостаточно для того, чтобы приучить людей правильно сортировать отходы. В ближайших планах — проведение ежемесячных акций по раздельному сбору сразу на нескольких площадках, в том числе – в микрорайонах города.
Зиля: Важно объединить усилия как минимум пяти процентов экологистов в нашем городе, то есть людей, которые ведут экологичный образ жизни. Это критическая цифра, которая запустит изменения в обществе. Хочется, чтобы 70 % вторсырья в городе отправлялось на перерабатывающие заводы. И я верю, что так и будет.
Алена: Мы не стремимся собирать только вторсырье, деятельность движения «Раздельный сбор – Сургут» направлена на формирование экологической культуры, бережного отношения к ресурсам, осознанному потреблению и экологичному образу жизни.
В 2024 году, когда у нас появятся мусоросортировочные заводы, изменения не произойдут по щелчку. Не будет так, что с появлением завода люди вдруг возьмут и начнут сортировать свои отходы. Это так не работает, поэтому мы и начали эту деятельность сегодня.
Опубликованных комментариев пока нет.