«Проверка на надежность»?
В Книге Памяти, напротив, Георгий Николаевич числился как рядовой, пропавший без вести. Скорее всего, младший лейтенант-орденоносец оказался однофамильцем пропавшего без вести сына отца Николая. Хотя родом из тех же мест – из Челябинской области, откуда была выслана семья Предтеченских в 1930 году. О последнем мне рассказала жительница Чебаркуля Валентина Кавка, которая собирает материалы по истории православия у себя в регионе.
Род Предтеченских – из духовного сословия. Николай родился в 1890 году, был последним священником храма Преображения Господня села Чебаркуль Челябинской области. Сосланный в Березовский район отец Николай священником уже не служил, работал кассиром Ванзетурского рыбозавода. Тем не менее попал в 1937 году под жернова репрессий. Жена и дети после расстрела отца оставались жить в этом небольшом северном поселке. Когда началась война, репрессированных на фронт не брали. Призыв в армию трудпереселенцев стал возможен лишь весной 1942 года. Когда и как разрешили пойти на фронт сыновьям «врага народа» отца Николая, расстрелянного по 58-й, политической статье, сказать сложно. Но есть одна вполне реальная версия.
«11 июля 1942 года Омский обком ВКП(б) принял постановление № 233 «О формировании Сталинской добровольческой отдельной стрелковой бригады омичей-сибиряков,– читаем мы в книге Александра Петрушина «Мы не знаем пощады». – «Добровольный призыв» провели на следующий день после принятия партийного постановления: 12 июня 1942 года 1 200 спецпереселенцев были направлены в Ханты-Мансийский окружной военкомат и пароходом вывезены на призывной пункт «Черемушки».
После формирования 75-я Омская стрелковая бригада вошла в состав 6-го Сибирского добровольческого стрелкового корпуса. Кроме нее, в это соединение вошли 150-я Новосибирская стрелковая дивизия, 74-я Алтайская и 78-я Красноярская стрелковые бригады. Эти части назывались «Сталинские», они состояли в основном из спецпереселенцев.
В особых отделах НКВД их называли «спецдобровольцами». Перед 25-й годовщиной Октября «спецдобровольцы» приняли присягу, после чего их бросили в наступление под город Белый Калининской области. Тяжелые бои в лесисто-болотистой местности не утихали до февраля 1943 года. Ценой больших потерь «спецдобровольцы» прошли проверку на надежность и стойкость».
Можно предположить, что Предтеченские были призваны и воевали как раз в составе этой добровольческой стрелковой дивизии. Это нам еще предстоит узнать. Возможно, ими двигали совершенно другие мотивы. Мне вспоминается рассказ о жизни трагически погибшего уже после войны в Ханты-Мансийском районе Вячеслава Чухарева. Сын «врага народа», «кулака», не желавшего вступать в колхоз, с первого дня войны просился добровольцем на фронт, смог попасть туда только в 1943 году и проявил в боях такие стойкость и мужество, что стал Героем Советского Союза.
На портале «Подвиг народа» мы находим лишь скупые сведения о последнем месте воинского служения сыновей отца Николая Предтеченского.
Николай Николаевич, красноармеец, сражался в составе 131 СД, погиб в Эстонии 26 февраля 1944 года. Михаил, младший сержант, заместитель командира отделения роты, погиб 15 июля 1943 года под деревней Березовка Орловской области. В документах числится его жена Елена Иосифовна. О Георгии Николаевиче информации еще меньше – пропал без вести.
Все дни перед Пасхой мы делились с Алексеем Вертковым найденной, порой очень скупой информацией о наших «забытых» героях-фронтовиках. Было ощущение, что история открывает нам ранее не известные страницы. Все сыновья отца Николая Предтеченского сложили свои головы на фронтах Великой Отечественной войны. Рука не поднимается написать: «искупили кровью» или прошли «проверку на надежность». Скорее всего, воспитанные священником-отцом в духе искреннего служения людям и Отечеству, братья Предтеченские «живота своего» не жалели за Родину.
Обелиск в честь сына расстрелянного священника
Помогает лучше понять прошлое рассказ фронтовика – отца Валентина Бирюкова. Сосланный с родителями из Алтайского края в Томскую область, Валентин практически с первых дней войны попал в армию. Как он сам признавался потом в автобиографической книге «На земле мы только учимся жить», «опыт терпения скорбей в ссылке, выживания в самых невыносимых условиях» пригодился молодому призывнику в боях под Ленинградом.
Все шестеро молодых парней – артиллерийский расчет – решили (все крещеные, у всех крестики на груди) жить с Богом. «Все мы договорились, чтобы во всю войну никакого хульного слова не произносить, никакой раздражительности не проявлять, никакой обиды друг другу не причинять, – читаем воспоминания фронтовика. – Где бы мы ни были – всегда молились. Бежим к пушке, крестимся: «Господи, помоги! Господи, помилуй!» – кричали как могли».
Как говорит отец Валентин, «на войне было много случаев помощи Божьей, и вот что удивительно: ни один из этих шестерых ребят не погиб. Война стирает все наносное, неважное в людях, остается главное – каков ты настоящий перед лицом смерти. А вера, несомненно, помогала пережить все военные трудности и скорби, не обозлиться, не отчаяться, не роптать, а принимать все происходящее как от руки Божьей».
Жизни своей за Родину не жалели и братья Петровы из Реполово Ханты-Мансийского района. Все пятеро погибли на фронтах Великой Отечественной, в их честь названа школа в этом сибирском селе. Но у этой героической истории есть предисловие, которое о многом заставляет задуматься. В 1937 году были арестованы, а затем расстреляны в Ханты-Мансийске 19 сентября несколько жителей этого села – за то, что воспротивились закрытию сельского храма.
Среди арестованных были братья Петровы: Дмитрий Иванович расстрелян в Ханты-Мансийске 19 сентября 1937 года, а Николай Иванович – в Тюмени 21 ноября 1937-го. Один из братьев, Прокопий Иванович, – отец будущих героев – даст показания против своих родных, был он убежденным коммунистом. Говорят, что за такую политическую близорукость – не разглядел в братьях «врагов народа» – он будет исключен из партии и даже наказан дисциплинарно: власть отправит его строить вместе со спецпереселенцами дорогу (ныне улица Гагарина), связывающую историческую часть Ханты-Мансийска (село Самарово) с новым окружным центром.
Рассуждая о нашем прошлом, приходишь к пониманию, что война примирила всех: и так называемых врагов народа, и сторонников коммунистической власти. Все они лежат в одной общей большой могиле Великой Отечественной, принеся свои жизни на алтарь Победы. И не может быть подо всем этим какой-то политической подоплеки. Ведь нет выше любви, чем положить душу за други своя. Эта могучая истина заложена на генетическом уровне в памяти нашего народа, определяет его характер, проявляется в самые сложные и тяжкие времена во всей полноте и величии.
В нашей военной истории еще много белых пятен, и, возможно, как бывает при первом обращении к каким-то историческим фактам, этот материал станет лишь началом большого исследования, которое даст ответы на многие вопросы. Например, уже несколько лет мы пытаемся найти хоть какую-то информацию о том, почему в центре деревни Сартынья Березовского района на месте захоронения майора Всеволода Питухина возвели обелиск. Всеволод Иванович проживал в находившемся тогда в этой деревне Доме инвалидов войны, умер в 1956 году. Случайно мы узнали, что он был сыном расстрелянного в марте 1938 года в Ханты-Мансийске священника церкви Петра и Павла деревни Базьяны Ханты-Мансийского района Ивана Романовича Питухина. Какие тайны нам еще откроет история?
Опубликованных комментариев пока нет.