Проект «Волонтеры просвещения Югры» был запущен департаментом образования и молодежной политики округа совместно со студентами региональных вузов. Его цель – подержать педагогов, школьников и родителей при работе и учебе дистанционно. В числе помощников и более 30 студентов-волонтёров Сургутского педагогического университета.
Тяжело учение дома
«Здравствуйте добрые, милые парни и девушки! Прочитала о помощи детям в дистанционном обучении и решила написать вам», – так начиналось письмо Фаины, обратившейся к волонтёрам просвещения СурГПУ. У нее четверо приемных детей: старший учится в 9-м классе, есть ещё 6-классница и 1-классник. Самый младший ребенок пойдет в школу в сентябре.
«Тяжеловато обучать всех дома, нет высшего образования, многое уже забылось из школьной программы», – сетует многодетная мама.
На просьбу женщины тут же откликнулись волонтёры СурГПУ. С детьми занимались сразу пятеро студентов: каждому ребенку был назначен свой доброволец, к тому же ребятам требовалась помощь сразу по нескольким предметам. Алёна Кожевова, студентка второго курса филфака СурГПУ, помогала старшему сыну Фаины с подготовкой к ОГЭ по русскому языку. «Мы выполняли с ним типовые задания, делали разборы прошлогодних тестов», – пояснила Алёна. Вера Дятлова, студентка 4 курса факультета психологии и педагогики, взяла на себя организацию досуга младшей дочери Фаины: подобрала методический материал, рассказала, как лучше заниматься с дошкольником в условиях дистанта.
«Чтобы обеспечить реализацию проекта, в вузе была создана специальная «горячая» телефонная линия, звонки на которую принимались с 9 утра до 21 вечера, а также электронная почта, – рассказывает куратор проекта Фаина Дубовая. – В короткие сроки была сформирована и база студентов-волонтеров, желающих помочь. Всем, кто к нам обращался, мы помогали оперативно: старались, чтобы поиск нужного добровольца не превышал 15 минут».
Положительные эмоции и опыт
У Ирины Хромовой из Когалыма трое детей – ученики 1-го, 4-го и 11-го классов. И один компьютер на всех. По словам Ирины, помощь волонтеров оказалась как нельзя кстати, и она ей очень довольна. Алиса Сокорева, студентка 4 курса факультета психологии и педагогики СурГПУ, занималась с младшеклассниками многодетной мамы:
«Ежедневно я вела занятия для каждого ребенка. Мы занимались русским языком и математикой: изучали новую тему, работали над её закреплением и выполняли домашние задания. О проекте я узнала от своего научного руководителя, и он показался мне очень перспективным. В нынешних условиях у студентов нет возможности проходить практику на базе образовательных учреждений, и я подумала, что, приняв участие в проекте, получу отличный опыт перед трудоустройством в школу».
Алиса Сокорева добавляет, что её ожидания оправдались: «Я приобрела опыт проведения дистанционных занятий и уроков. Кроме того, проект подарил мне положительные эмоции: было очень приятно работать с этой семьей. Я со всей ответственностью подходила к подготовке и проведению занятий. Порадовало, что в итоге ребята хорошо окончили учебный год».
Полезным проект оказался и для Ирины Ермолиной, третьекурсницы факультета психологии и педагогики, помогавшей с русским языком и математикой второкласснице: «Этот проект – безумная прокачка своих умений и навыков. Я получила богатый опыт. Причем, не только в общении с детьми и их родителями, не только в объяснении тем, но и в использовании интернет-сервисов для дистанционного обучения».
«Работать продолжаем!»
Мария Четвертных, студентка 4 курса факультет психологии и педагогики, заполнила анкету на участие в проекте одной из первых и не могла дождаться, когда ей, наконец, позвонят.
«Мне было интересно узнать, как проходит дистанционное обучение, все его тонкости, новый формат преподавания. И, конечно, это была хоть какая-то возможность пообщаться с детьми, узнать что-то новое и проверить свои силы», – поделилась мыслями студентка. – Проект показал, что нужно быть собой, даже если ты находишься в другом городе и ребёнок видит тебя через камеру. Я сторонник того, что уроки должны быть не только познавательными, но и интересными, поэтому каждый день приходилось придумывать что-то новое, чтобы домашнее задание не наскучило моей подопечной. Считаю, что это был отличный опыт, который ещё раз доказал мне, что я правильно выбрала свою профессию!».
Мария занималась с второклассницей Дианой: помогала ей выполнять домашнее задание по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, математике и информатике. Каждый день они созванивались в ZOOM и разбирали задания. Мария подчеркивает: Диана все делала самостоятельно, а она лишь помогала и направляла. Занятия продолжались от полутора до трёх часов в зависимости от объема, который задавали Диане.
Мама Дианы – Елена – очень довольна результатом: «Дочь училась с удовольствием: ей хотелось выполнять уроки! Нам, родителям, сложно объяснять так, как это делают учителя. Ребенок часто отвлекается и выполнение домашнего задания затягивается. Мария смогла по-настоящему заинтересовать мою дочь – это её огромный плюс!».
С окончанием учебного года для младшей школы часть волонтеров СурГПУ завершила и свою добровольческую деятельность. Но есть те, кто продолжают заниматься с детьми.
Так, студентка пятого курса филфака, будущий учитель английского и немецкого Мира Трифонова до сих пор помогает 6-класснице с изучением английского языка. Мира созванивается с ученицей по скайпу два раза в неделю, и они вместе разбираются в сложных для школьницы темах.
Английским и немецким языками с шестиклассницей занимается и Полина Ярославская, студентка 4 курса филфака. «Очень рада выпавшей возможности принять участие в проекте, – рассказывает Полина. – У моей ученицы сильно страдала успеваемость по английскому и немецкому, пришлось "догонять" программу. К счастью, мы справились буквально за неделю. Работать продолжаем». Полина добавляет, что стала своего рода волонтером-репетитором: этот опыт она оценивает, как неожиданный, но нужный и важный.
Одним словом, каждый участник проекта получил «свой» результат: школьники – необходимые –знания, родители – уверенность и спокойствие, студенты-волонтеры – уникальную практику, а СурГПУ очередной раз продемонстрировал готовность отвечать вызовам времени.
Справка:
В СурГПУ существует и педагогическое волонтёрство в рамках проекта «Методическая лига студентов и преподавателей» (МЕЛ), реализуемое в разных формах.По адресу http://www.surgpu.ru/mel/ представлены универсальные подборки материалов для обучающихся разного возраста: креативные проекты, полезные видеоролики, онлайн-лекции и многое другое. Более того, копилка методических идей вуза регулярно пополняется и открыта для педагогов любых образовательных организаций Югры и России.
КСТАТИ:
За помощью в Сургутский Педагогический обращались не только родители школьников, но и студенты других учебных заведений.
– На «горячую линию» одной из первых позвонила девушка-студентка колледжа, у которой возникли сложности с освоением высшей математики, – рассказала Наталья Суханова, заведующая кафедрой высшей математики и информатики факультета управления СурГПУ. – Причем, учится она в Екатеринбурге, но в период дистанта находится в Сургуте. Студентке нужна была срочная консультация, и наша кафедра ей помогла.
Опубликованных комментариев пока нет.