×
История
0

Как «волшебный фонарь» изменил жизнь Сургутского уезда

24 мая – День славянской письменности и культуры, или, как его еще называют, День святых Кирилла и Мефодия. Этим величайшим просветителям мы обязаны появлением славянского алфавита, для создания которого они адаптировали греческий. Именно с момента создания азбуки славяне стали воспринимать себя единым народом с собственной письменностью и языком. В истории Югры сохранилось немало имен просветителей, способствовавших распространению знаний, русского языка и культурных традиций.




Идея уездного исправника
Имя Григория Дмитриева-Садовникова, первого учителя светской школы в Ларьяке, возможно, не так известно. Но благодаря его усердию и подвижничеству дети остяков овладели грамотностью.
В январе 1904 году в селе Ларьякском Сургутского уезда открылось начальное училище министерства народного образования. Это, по существу, была первая светская школа, в которой обучались дети остяков. Ранее было только два училища в Березово и Сургуте и церковно-приходские школы в некоторых деревнях, где обучались русские дети. Для обучения детей инородцев существовали миссионерские школы в Кондинском и Обдорском Березовского уезда, там преподавали в основном Закон Божий.
В Ларьяке же церковная школа для остяцких детей открылась в 1842 году. Тогда посадили за парту десять ребят. Как отмечал краевед Валерий Белобородов, школа просуществовала, с перерывами, весь оставшийся девятнадцатый век.
Инициатором создания светской школы в начале ХХ века выступил уездный исправник Г. А. Пирожников. В декабре 1903 года во время ежегодной ярмарки в селе Ларьякском он предложил туземцам открыть свою школу. Ярмарочный съезд согласился. Исправник добился разрешения на открытие начального училища министерства народного просвещения. Учителя для школы он лично нашел в Тобольске: им оказался Григорий Дмитриев-Садовников.

Первый урок
Григорий Дмитриев-Садовников родился 3 ноября 1885 года. Его отец держал постоялый двор, один из братьев был приказчиком и имел личное стадо оленей, другой служил псаломщиком в церкви деревни Щекурья Березовского уезда. После окончания образцовой школы при Тобольской духовной семинарии, а затем уездного училища 18-летний юноша принял приглашение Пирожникова.
Вот как Пирожников в «Записках уездного исправника» сообщает о первых днях работы школы: «Учитель Г. М. Дмитриев-Садовников прибыл из Тобольска в Сургут вместе со мной в январе 1904 года, а от Сургута до Ларьяка добирался самостоятельно, проехав таким образом в самую морозную пору 1 564 версты. По приезде в Ларьяк в январе 1904 года Дмитриев-Садовников открыл школу и приступил к занятиям. В первые дни было принято 15 учеников, из них 6 остяцких детей – 4 мальчика и 2 девочки».
Школа размещалась в собственном доме, построенном главным образом на средства жителей села и на субсидию от казны в размере двух тысяч рублей. В первые годы остяцким детям бесплатно выдавали одежду и обувь за счет средств пожертвования и казны.
Самая главная трудность в обучении состояла в том, что учитель не знал остяцкого языка, а дети – русского. Тем не менее Григорий Дмитриев-Садовников приступил к занятиям, придумав обучать детей по звуковому способу: читать сначала остяцкие слова, написанные русскими буквами, а потом и русские слова. Таким образом ученики научились по-русски, а учитель – по-остяцки. Все шесть детей остяков окончили школу и получили свидетельства.
Дети учились со старанием. Как отмечает Пирожников в своих записках, «в классе была девочка девяти лет – маленькая, веселая, хорошо решала простейшие задачи, красиво и без грубых ошибок писала. Когда у нее не было чернил, она пользовалась ягодным соком. Мальчик Егор бегал летом то к одному, то к другому жителю села и просил разъяснить непонятные слова».
Поскольку учебников в школе не было, учитель сам подготовил рукописные пособия.



Школа широкого профиля
Дмитриев-Садовников в обучении не ограничивался лишь правилами письма и счета. К большому удовольствию учеников, появился предмет «рисование».
В школе был волшебный фонарь – простейший проектор, который может воспроизводить слайды-картинки. Такие показы часто устраивали в начале XX века на ярмарках и выставках и сопровождали их спецэффектами: цветным туманом, различными звуками, музыкой. Посмотреть на изображения городов, исторических персонажей, чудес природы приходили не только ученики, но и их родители.
Григорий Матвеевич поощрял разговоры на разные темы: ученики расспрашивали учителя о больших городах, о жизни других народов. Бывало, после занятий ходили вместе с ним ловить рыбу, катались на санках, на собаках, а иногда уходили на охоту.
В 1908 году при школе открылась кузнечно-слесарная мастерская. На оборудование ее ассигновали 500 рублей из губернского земского сбора. Назначенный преподавателем ремесел, Дмитриев-Садовников освоил столярное дело, овладел в Тобольске слесарным и кузнечным ремеслами. Так в Ларьяке заработали кузница и слесарня, сразу же получившие заказы весной 1909 года. Он проявил себя и в земледелии, посеяв семена огородных растений, и получил хороший результат: родились горох, редька, свекла, морковь.



Экспедиции по реке Вах
В 1910 году Григорий Дмитриев-Садовников активно взаимодействовал с Тобольским музеем, пополнял его этнографические, ботанические и зоологические коллекции. В 1911 году он участвовал в подготовке первой Западно-Сибирской выставки в Омске, в 1912-м обследовал одно из остяцких культовых мест на реке Вах.
Помимо прочего, писал очерки в губернские газеты и ежегодник Тобольского музея, собирал фольклор русского населения. В 1913 году в селе Демьянском Тобольской губернии он записал немало частушек, представляющих интерес не только для фольклористов и лингвистов. По этим куплетам можно судить о жизненном укладе русского народа, живущего в северных широтах.
Будучи активным деятелем музея, Дмитриев-Садовников участвовал в экспедиции Б. Н. Городкова по исследованию реки Вах, снаряженной по инициативе музея, при денежной поддержке Академии наук и Петербургского ботанического сада.
Фотографии и дневниковые записи участников экспедиции дают яркое представление о коренных жителях долины Ваха. В зарисовках Дмитриева-Садовникова чувствуется душевная привязанность к таежному народу: «Остяки реки Вах среднего роста; головы у них круглые, с редко седеющими, темными, щетинистыми волосами, выдающимися скулами, одноцветными… глазами и приплюснутыми носами; растительность на лице слабая. <…> ...Вспыльчивы, но честны, доверчивы и гостеприимны, всегда делятся с нуждающимися и оказывают им помощь… воровство среди них встречается редко».
В Ларьяке учитель задержался на долгие десять лет. 14 апреля 1906 года он обвенчался с Анной, дочерью попечителя училища Прохора Кайдалова. Его семья поселилась здесь еще в 70-х годах ХVIII века. Кайдалов сам построил дом, обзавелся хозяйством, открыл лавку, наладил торговые связи с Томском и Нарымом. Прохор Акимович принимал в своем доме участников экспедиций, которые вели исследования в бассейне Ваха. Часто выступал в качестве проводника. Хозяин дома слыл просвещенным человеком, выписывал журналы, газеты. Шесть его дочерей владели грамотой, увлекались наукой.
В семье молодоженов Анны и Григория вскоре появился первенец Андрей, еще через два года – дочь Зинаида.
Жизнь Дмитриева-Садовникова оборвалась внезапно: он участвовал в Западно-Сибирском восстании против советской власти и, по одной из версий, вместе с четырнадцатилетним сыном был расстрелян в 1921 году в Тобольске. За свою недолгую жизнь Григорий Матвеевич успел немало сделать для продвижения русского языка среди местных жителей. Обучая детей остяков русскому языку, традициям своего народа, он и сам обогащался аборигенной культурой, перенимал от таежных людей отношение к миру и щедро этим делился.
Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии