Последние новости

14:26

Юных любителей природы и ценителей прекрасного приглашают к участию в конкурсе

14:03

Генштаб РФ: новобранцы весеннего призыва не будут участвовать в спецоперации

12:59

В Сургутском районе более трех тысяч детей отдыхают в пришкольных лагерях

27 марта

Эксперты киноиндустрии на фестивале «Дух огня» обсудили проблемы развития образования в отрасли

12:00

В Сургуте за выход на лед будут штрафовать

11:59

Лучшие юные ватерполистки России в Югре определят победителя турнира «Золотой мяч»

11:57

В Нижневартовск прибыл чартерный рейс с детьми из Белгорода

27 марта

План ввода жилья в Югре на 2024 год составит 1,013 миллиона квадратных метров

11:49

Возвращение детского детектива: сериал «Любопытная Варвара» выйдет осенью в онлайн-кинотеатре W...

11:35

В Югре из-за непогоды перекрыли трассу до Сургута

11:09

Жители Югры все чаще регистрируют бизнес по упрощенной схеме через нотариуса

26 марта

Главная награда фестиваля «Дух огня» поедет в Казахстан

10:50

Югорчан приглашают бесплатно воспользоваться юридической помощью

09:20

Более 5 тысяч школьников Югры поедут в путешествие по социальному сертификату

09:14

В Югре при поддержке «Газпромнефть-Хантоса» выпустят настольную этноигру

25 марта

В Ханты-Мансийске на «Духе Огня» обсудили развитие кинопроизводства в регионах

Читать все новости

Как Югра становилась «витриной России»

Наталья Западнова, зампредседателя думы Ханты-Мансийского автономного округа, рассказала главному редактору «Новостей Югры» Владимиру Меркушеву о том, с чего начиналось позиционирование современной Югры и как нефтяной Север из рабочего региона становился не просто местом для комфортного проживания, но и «витриной России» для западных стран.

– С чего начиналось позиционирование Югры как региона-лидера и лучшей территории для жизни?
– Я приехала работать в правительство Югры в 1999 году. С 2000 года мы целенаправленно стали заниматься позиционированием региона. Считали, что это необходимо в том числе и для внутреннего туризма, который активно начали развивать. Работа шла и по позиционированию для внешней аудитории, не только на Россию. В первую очередь при помощи выстраивания целого ряда событийных мероприятий, фестивалей, спортивных соревнований и общественно-политических событий. Но вначале необходимо было подготовить инфраструктуру: построить гостиницы, спортивные и культурные объекты, продумать маршруты передвижения и т. д. Большое внимание было уделено созданию единой транспортной сети. 
– Слово «югорчане» приживалось не быстро. Регион имеет островную структуру. И жители воспринимали себя в первую очередь жителями своего муниципалитета.
– Такое действительно было, ведь Сургут – это Сургут, Нижневартовск – это Нижневартовск. Причем на многих северных территориях исторически хозяевами были главные работодатели – нефтяники и газовики.  Однако многое изменилось в нулевые. Сначала были приняты законы, касающиеся собственности. Детские сады, санатории, спорткомплексы, которые были у нефтяников, стали непрофильными активами. И недропользователи стали передавать их муниципалитетам.
Когда это произошло с детскими садами в Сургуте, то многие воспитатели решили уволиться. Мы обратились в педагогический университет, и его студенты закрыли вакансии, а в течение двух месяцев многие сотрудники вернулись.
– То есть это была такая забастовка?
– Это было непринятие того, что люди теряли связь со своими предприятиями, а все изменилось. Когда лукойловцы передавали спортивные сооружения, этот процесс носил достаточно плавный и ровный характер.
Поэтому сложности действительно были, и связь с территорией, местными компаниями была очень сильной. Это хорошо. Поэтому у нас до сих пор есть эксклюзивный Белоярский район, лучший город Сургут, великолепный Нижневартовск, Ханты-Мансийск и т. д. 
– А как в итоге нашли этот баланс между объединяющей идеей «Югра» и уникальностью каждой территории?
– Мы старались соблюдать баланс при помощи формирования социальной инфраструктуры. Открывали окружные учреждения в Сургуте, Нягани, Нижневартовске, Ханты-Мансийске, Пыть-Яхе и на других территориях. Мы много работали с каждым муниципалитетом. Ездили по всем территориям большой командой, изучали проблемы.
Заключали договоры с главами муниципальных образований по развитию территорий. Как-то я приехала в Белоярский, мы очень долго ходили с Сергеем Петровичем Маненковым по городу и зашли во Дворец пионеров.
– А что у вас он в таком состоянии?
– Вы денег не даете, чтобы его отстроить.
– Давай заключать договор.
Подписали документ и сняли его с контроля только тогда, когда все условия договора были выполнены. С Сергеем Петровичем приятно работать, потому что было обоюдное желание развивать территорию со стороны не только региона, но и муниципалитета. 
У меня были разные отношения с главами администраций. Но плохих – ни с кем. Люди, безусловно, по-разному работали, но мы понимали друг друга и с Сидоровым, и с Хохряковым, и с Салаховым.
– Для чего Югре нужны были международные соревнования, события? Откуда появилось это желание заявить о себе в международном формате?
– Это было обоюдное желание и с нашей стороны, и со стороны федеральных органов власти. Если вы помните, то министерство иностранных дел очень часто поручало региону представлять Россию в различных международных организациях (Совет Европы, ЮНЕСКО). Мы ездили с большими коллективами и, рассказывая о своем регионе, представляли Россию.
– Но почему именно Югра?
– Когда округ начал проводить международные соревнования, на это обратили внимание и поручили губернатору Александру Филипенко сделать «нечто». Он провел переговоры с Международной федерацией биатлона, договорились, что у нас будет построен биатлонный стадион. И когда Международный союз биатлонистов подписывал соглашение, представители приехали в Ханты-Мансийск и решили, что мы ничего не построим. А мы взяли и справились. И ничего не оставалось делать, кроме как выполнить условия договора. Таким образом в Югру пришел большой биатлон. Позже – международные соревнования по шахматам, боксу, лыжам.
– В советское время говорили, что Прибалтика – это «витрина СССР для Запада». Можно ли говорить о том, что в какой-то период Югра стала такой «витриной»?
– Думаю, что да. Во многом мы опередили время, даже по брендированию территории. Сейчас это модное слово, а тогда, когда я первый раз произнесла этот термин губернатору, он спросил: «Русского-то слова нет, что ли?»
Но, мне кажется, для того времени мы работали в опережающем режиме. И работали для населения региона.
– Расскажите, как вы поддерживали культуру коренных народов, как «вытащили» их и создали такие сильные бренды? Тот же театр «Солнце».
– Театр обско-угорских народов «Солнце» – это светлая память Анатолию Райшеву, который был заместителем губернатора региона. Он путешествовал по Удмуртии и увидел Ольгу Яковлеву, которая стала первым директором театра. Приехал домой и предложил создать театр финно-угорских народов.
И уже тогда, начиная с 1995 года, начали формировать именно центры искусств для детей, где можно было получить профильное творческое образование. Был открыт центр для одаренных детей Севера, в Югру пришел Международный фестиваль «Дух огня».
– Если говорить о брендах Югры, тогда было желание создать именно бренд или это такой побочный эффект от того, что все делалось по высшему разряду?
– Было желание сделать качественно и красиво для людей, которые проживают в Югре. Вот есть такое мнение, что если ты живешь в регионе, не в Москве, то это обязательно периферия. А мы ставили перед собой задачу: люди, которые добывают здесь нефть и газ, должны иметь возможность отдыхать, лечиться, посещать международные соревнования, иметь хорошие дороги, жилье. Качественно жить. 
Вот телекомпания «Югра» – это тоже бренд. Она гремела и звучала среди всех региональных компаний, была отмечена Национальной ассоциацией радиовещателей России, отмечена ТЭФИ. Киностудия «Югра-фильм» занималась кинопроизводством. 21 фильм снят «Югра-фильмом».
– Еще один бренд, не менее важный, чем все остальные, – это социальная защита и социальная политика Югры. Вы можете сказать, что такой бренд есть?
– Да. Значимой частью того, что мы понимаем в настоящее время под брендированием, стало формирование единого социального комплекса Югры, с учреждениями, доступными для всех жителей округа. Регион был поделен на четыре территориальных кластера, в которых формировалась социальная инфраструктура.
Для чего формировать единый социальный комплекс? Чтобы защищать человека со всех сторон. Формирование защитных механизмов через инфраструктурные объекты, качественные больницы, учреждения культуры, образования, спорта – это и есть единый социальный комплекс. Тогда немногие субъекты ставили перед собой такие задачи.
Формирование и строительство единого социального комплекса шло без участия федерального бюджета. Сейчас вектор несколько изменился, но тогда это были наши идеи, задумки и реализация. Формировали региональные законы, которые способствовали реализации этих идей.
Социальная направленность, социально ориентированный бюджет, развитие единого социального комплекса, формирование социальной инфраструктуры, которая была удобной для людей, – это очень важно. Иначе субъект не будет развиваться и люди просто уедут на другие территории. Сейчас эта политика продолжается. Я этому очень рада.
– Что было решающим в утверждении тезиса: «Югра – лучшее место для постоянного проживания, потому что здесь…»?
– …Комфортно жить. Здесь хорошие школы, решена проблема нехватки детских садов, здравоохранение имеет высокий уровень… Когда в Югре сделали пересадку сердца, была очень рада. Таким образом завершилось формирование, создание в округе полного цикла системы оказания высокотехнологичной медицинской помощи. 
Однако ключевой тезис – «Югра – это энергетическое сердце страны». Особенно в сегодняшней ситуации.
Много рассуждают о том, что Россия – страна, которая экспортирует нефть и газ. Но, как показывают последние события, без нефти и газа, электроэнергии выживать сложно. Главное богатство нашей страны сосредоточено здесь, в Югре. Поэтому у Югры есть все шансы для того, чтобы быть и оставаться лучшим местом для жизни.

0
0
0
0
0

Опубликованных комментариев пока нет.


Последние новости

14:26

Юных любителей природы и ценителей прекрасного приглашают к участию в конкурсе

14:03

Генштаб РФ: новобранцы весеннего призыва не будут участвовать в спецоперации

12:59

В Сургутском районе более трех тысяч детей отдыхают в пришкольных лагерях

27 марта

Эксперты киноиндустрии на фестивале «Дух огня» обсудили проблемы развития образования в отрасли

12:00

В Сургуте за выход на лед будут штрафовать

11:59

Лучшие юные ватерполистки России в Югре определят победителя турнира «Золотой мяч»

11:57

В Нижневартовск прибыл чартерный рейс с детьми из Белгорода

27 марта

План ввода жилья в Югре на 2024 год составит 1,013 миллиона квадратных метров

11:49

Возвращение детского детектива: сериал «Любопытная Варвара» выйдет осенью в онлайн-кинотеатре W...

11:35

В Югре из-за непогоды перекрыли трассу до Сургута

11:09

Жители Югры все чаще регистрируют бизнес по упрощенной схеме через нотариуса

26 марта

Главная награда фестиваля «Дух огня» поедет в Казахстан

10:50

Югорчан приглашают бесплатно воспользоваться юридической помощью

09:20

Более 5 тысяч школьников Югры поедут в путешествие по социальному сертификату

09:14

В Югре при поддержке «Газпромнефть-Хантоса» выпустят настольную этноигру

25 марта

В Ханты-Мансийске на «Духе Огня» обсудили развитие кинопроизводства в регионах

Читать все новости