×
0

Какие решения приняты в Югре после «разборок» в школе Нижневартовска

В школах Югры введут «кнопку быстрого реагирования» на буллинг. Поможет ли это жертвам травли? Педагоги-психологи считают – полностью решить проблему невозможно. Но важный шаг в этом направлении сделан.

Сигнал не услышали
 «Быстрое реагирование» на буллинг стало ответной реакцией департамента образования и науки Югры на происшествие в школе № 21 Нижневартовска. Там восьмиклассник ударил ножом другого, а после ранил себя. Оба оказались в больнице.

На место происшествия немедленно выехала окружная комиссия, куда вошли педагог-психолог, представители регионального департамента и инспекции по делам несовершеннолетних.
– Проверка показала, что в школе были проблемы. Краеугольным камнем в конфликте стало молчание классного руководителя. Ссора между ребятами была затяжной, но в ноябре ситуация обострилась. Об этом знали многие. Мальчик сигнализировал – был в подавленном состоянии, и его родители обращались за помощью в школу. Но классный руководитель попыталась их «как-то помирить» и посчитала свою работу выполненной. При этом она не подключила педагога-психолога и службу медиации, – прокомментировал результаты директор окружного департамента образования и науки Алексей Дренин. 
Также, по его словам, в конфликте не участвовал класс, это были ссоры между двумя ребятами, но с молчаливого согласия других детей:
– Какие-то элементы «травли» были, как и серьезное психологическое давление. Несомненно, школьник, решившийся в итоге на преступление, находился в длительном негативном эмоциональном состоянии.
Разными путями
Осенью этого года появились сигналы о необходимости корректировки системы психологической помощи в школе и службы медиации (примирения). В октябре житель Сургута обратился сразу в пять комиссий Общественной палаты Югры с просьбой защитить сына. У мальчика задержка психологического развития.
Как рассказал глава одной из комиссий Сергей Филатов, случай разбирался на совместном заседании в ноябре. Из обращения сургутянина понятно, что конфликтовали в основном взрослые. Причем позволяли себе нелицеприятно отзываться о ребенке в родительских чатах. Естественно, отношение мам и пап затем сказывалось на детях.
– Как такового буллинга не было, я считаю. Был ряд проблемных моментов в отношениях детей, педагогов и родителей. Мальчик с диагнозом, близким к ограничению по здоровью. К таким – нужен подход. И вот здесь образовательная система не сработала. Мы ждем отчет ведомства о проделанной работе над ошибками, – сказал Сергей Филатов.
Югорчанка Елена К. пошла другим путем, чтобы защитить свою дочь от травли в школе. Она не стала обращаться к общественности, потому что не поверила в эффективность этого пути, обжегшись о равнодушие школьной администрации.

У ее дочери также были психологические проблемы – ребенок не всегда мог контролировать эмоции. Семья и специалисты работали с этим, и со временем улучшения стали заметными. Но одноклассники не хотели «прощать» девочке ее поведение в первом классе: постоянные напоминания, грубости и троллинг сводили на нет работу психологов вне школьных стен.

Елена разговаривала с учителем, ходила к директору – результата не было. В итоге она приняла решение перевести ребенка в платную школу. Юридически девочка на семейном обучении, фактически – ходит в класс, в котором всего 8 детей, к учителю. Буллинга больше нет, но за это семья ежемесячно платит 25 000 рублей.

Научиться говорить
По словам Алексея Дренина, в Югре выстроена система создания комфортной психологической среды для учащихся. Отработана вся нормативная база, школы укомплектованы психологами, сформирована служба медиации. Но в каждой конкретной ситуации все зависит от позиции педагогов.
В том же Нижневартовске окружная межведомственная комиссия после ЧП проверила еще одно учреждение. Никаких нарушений в работе с внутренним климатом в классах и в целом в школе выявлено не было.

Тем не менее, в ближайшие дни в ГИС «Образование Югры» в личных кабинетах родителей и детей появится вкладка о буллинге, где будет информация об этом понятии. Там же можно будет сообщить о факте «травли» напрямую главному внештатному педагогу-психологу в системе образования автономного округа Ирине Мусатовой:
– Проблема буллинга характерна для всех общеобразовательных школ, причем не только нашего, но и других регионов. Причин много: изменились время, мы и правила, манеры общения. Молодежная субкультура сейчас предполагает наличие юмора, причем жесткого, черного и, порой, обидного для детей с более тонкой душевной организацией. Кто-то посмеется и забудет, а для кого-то – это последняя капля.
К тому же большая часть родителей и педагогов – люди старше 40 лет, которые учились совсем в другой школе. Сейчас детям приходится разговаривать на разных языках – дома, на уроке с учителями и в своей молодежной среде. А родителям это сложно.
– Детей надо слышать и видеть – они всегда подают знаки. И когда что-то не так – это можно заметить. И если тот же педагог увидел, что вчера ребенок бегал на перемене, играл со всеми, а сегодня стоит у окна и молчит – обратите внимание. Не нужно понуждать школьника к общению, предложите себя в качестве взрослого, который готов выслушать и помочь. Доверительные отношения между взрослыми и детьми на сегодняшний день «наше все», – уверена педагог-психолог.
Важно!

булинг.jpg

Системные меры, которые будут приняты в Югре:
1. Усиление роли психологической службы в образовании. Она предполагает трехуровневую работу: региональную, муниципальную и в каждой образовательной организации.
2. В этом году создадут систему экстренной психологической помощи на местном и региональном уровнях. Сюда войдут лучшие специалисты, имеющие опыт работы в кризисных ситуациях.
3. В школах со следующего года будут проходить тренинги и игровые занятия, чтобы научить детей правильно общаться – в подкрепление службы медиации, которая начала работать с сентября.
4. Главный внештатный педагог-психолог предлагает создать во всех школах округа свои медиагруппы: газеты, радио, пресс-центры. Утро детей тогда будет начинаться с позитивных новостей: «Это создает хорошее настроение, а еще показывает, как можно красиво и правильно говорить о добрых вещах. Если каждый класс будет хотя бы раз в неделю снимать сюжет о своей жизни, то все заняты и на позитиве. Мы сможем конкурировать с «черным» контентом в интернете и убрать негативное общение из жизни школьников».

Закон о буллинге
Чтобы понятие травли появилось на государственном уровне, инициативная группа разработала поправки в закон «Об образовании». Соавтор проекта изменений Анна Копылова отмечает, что, помимо определения «травли», в нем прописаны условия для создания серьезной системы ее профилактики. По словам эксперта, целью будет «предотвращение травли и работа с ней, а не поиск и наказание виновных».
Документ пока не внесен в Госдуму и не получил официального статуса законопроекта.

Павел Статных, сотрудник отдела по обеспечению деятельности уполномоченного по правам ребенка в Югре
- За 9 месяцев 2022 года – из 105 обращений к омбудсмену 28 (27 %) – о конфликтах между участниками образовательного процесса.
В Сургуте нарушение норм этики одного из родителей в чате привело к тому, что образовательную организацию привлекли по иску в защиту чести и достоинства ученика.

По решению Ханты-Мансийского районного суда в мае со школы в пользу ученика взыскали компенсацию морального вреда (45 000 рублей) за применение к ребенку учителем физического воздействия в присутствии одноклассников.

Уполномоченный рекомендует принимать локальные акты об утверждении правил общения и поведения в «родительских» чатах. В ряде муниципалитетов такие правила утверждены.

Самые важные новости вы можете найти в нашем Telegram - канале.

Мы знаем, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен, Viber.

Читать «Новости Югры» в

Комментарии (0)

Авторизуйтесь, или оставьте



Не пропустите важное - в телеграм!

Подписаться