×
Аналитика
0

Каким должен быть чиновник XXI века: В Ханты-Мансийске прошел форум «Развитие человеческого капитала в Югре»

В Ханты-Мансийске прошел форум «Развитие человеческого капитала в Югре». В течение двух дней более 200 специалистов, имеющих отношение к управлению персоналом, изучали, как привлечь в органы власти талантливых людей, а затем удержать и обучать их.
Новые времена требуют нестандартного подхода к кадрам. Снижение числа людей работоспособного возраста вынуждает компании соперничать за персонал. Экономическая ситуация требует довести до минимума количество сотрудников, что повышает требования к каждой рабочей единице и лишь ужесточает  борьбу за компетентных специалистов. Из-за новых технологий, позволяющих всегда оставаться на связи, и возрастающей нагрузки люди вынуждены решать рабочие вопросы в личное время. Чтобы справиться с таким ритмом, нужно обладать не только профессиональными знаниями и навыками, но и определенными личностными качествами. Как же в таких условиях подбирать и развивать кадры, чтобы развитие организации не останавливалось? Особенно этот вопрос актуален для госслужбы, известной своей консервативностью.

Точки роста
В поисках ответов и проводят такие мероприятия, как форум «Развитие человеческого капитала в Югре». Даже его название несет глубокий смысл. Речь идет не о привлечении кадров извне, а об их воспитании. Согласитесь, это совершенно разные по сложности задачи. Два дня ведущие эксперты страны совместно со специалистами из округа искали новые возможности в кадровой системе госуправления региона. Речь шла об управлении человеческими ресурсами – подборе HR-аналитики, оценки ее результативности и современных технологиях обучения.
– Формат встреч подразумевает обсуждение различных вопросов по развитию человеческого капитала, технологиям кадровой политики, госслужбе. Цель – определить, что же является точками роста. Округ имеет опыт изменений, внедрения новых технологий в кадровой политике. Мы на достигнутом не останавливаемся и, собственно, поэтому проводим подобные мероприятия, – пояснил суть работы первый заместитель губернатора Югры Алексей Шипилов. – В 2017 году мы приняли «Концепцию развития человеческого капитала в Югре». В настоящее время мы приводим в соответствие с ней основополагающие документы по госслужбе и кадровой политике.
По словам заместителя губернатора, уже достигнуты серьезные результаты. Создана единая система критериев подбора резервов управленческих кадров. Разработан профиль должностей для государственных и гражданских служащих. Апробирована практика подбора персонала на отдельные руководящие должности (в том числе публичного отбора кандидатов). Внедрены новые методы оценки руководящего состава – свыше 350 кандидатов в 2018 году прошли диагностику личностно-профессиональных и управленческих качеств.
– В настоящее время чиновник должен быть разносторонней личностью. Он должен уметь читать законодательство, работать с новыми документами, выстраивать рабочее время для себя и подчиненных, определять стратегические цели, контактировать с людьми. Для каждой должности существует свой набор, – пояснила директор департамента государственной гражданской службы и кадровой политики Югры Ирина Астапенко.

Бесконечный цейтнот
Должен сказать, что в целом чиновники из наших ведомств соответствуют этим критериям. Недавно мне довелось принять участие в аттестации сотрудников одного из окружных департаментов (это стандартная процедура, госслужащие должны проходить подобную проверку раз в несколько лет). Все специалисты продемонстрировали отличные результаты на тестах и при собеседовании. Но главное даже не в этом. Каждый, вне зависимости от стажа, говоря об особенностях своей работы, упоминал необходимость постоянно сталкиваться с чем-то новым – незнакомым направлением или нововведениями в законодательстве. Причем люди говорили об этом как о положительной стороне профессии. 
Еще интересно их отношение к повышению квалификации. Все отмечали, что хотят пройти обучение по какому-либо вопросу. Однако на практике оторваться от работы и выехать куда-то довольно сложно. Поэтому обучение, как правило, проводится дистанционно. Понятно, что это не идеальное решение, но иного пути сегодня просто нет. В основном специалисты и вовсе обходятся самообразованием – знакомятся со специальной литературой при возникновении конкретной ситуации.
Их слова подтверждают эксперты, выступавшие на форуме. Лучше всего мысль сформулировал генеральный директор компании Yord из Санкт-Петербурга Алексей Аболмасов:
– У людей сейчас нет времени на получение обширного обучения. Нам нужно только то, что можно использовать здесь и сейчас. Все, что может пригодиться лишь в перспективе, – просто тренировка для ума. Мероприятия вроде этого форума, когда сотни людей могут собраться в одном месте, сегодня – роскошь. Больше нет даже разделения на рабочее время и личное. Большинству людей приходится решать профессиональные вопросы в любое время суток. Это новая реальность. В настоящем уже нет рутины, любая задача сегодня беспрецедентна, амбициозна, и, конечно, она сложная, комплексная.
Эксперт обозначил глобальную тенденцию так: «Нет времени думать – набраны такие скорости, что остается только действовать».

Нужна активная позиция
По словам директора центра личностного развития Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики Анастасии Причисленко, в настоящее время необходимо развивать так называемые навыки XXI века, в числе которых – креативность, коммуникативность, умение сотрудничать, самоуправление, самопрезентация и даже умение создавать смыслы. Где же взять таких разносторонних специалистов?
– Это проблема не только реального сектора экономики, но и власти, – заметил кандидат экономических наук, доцент, бизнес-тренер Николай Брит. – Нужна свежая кровь, молодые люди. Их нужно искать. Это не пассивная позиция, когда говорят «обращайтесь». Необходим активный поиск. И мало найти – есть проблема адаптации. У госслужбы свои законы – молодым людям бывает тяжело к ним приспособиться. Все хотят молодых людей, но не все понимают, что их сначала надо «создать» – взять и обучить.
Как раз этому наши специалисты и обучались на форуме. Ведущие эксперты России знакомили их с современными платформами для региональной автоматизации, основами применения психодиагностических комплексов на госслужбе, современными трендами в обучении персонала и даже с азами «геймификации» – применения в неигровых процессах программного обеспечения и интернет-ресурсов, характерных для компьютерных игр (это позволяет вовлечь граждан в решение определенных задач, повысить их заинтересованность и мотивацию). В рамках мероприятия были организованы ярмарка вакансий и аукцион идей, где эксперты каждой из четырех больших площадок форума представили свои наработки.
Советы экспертов были весьма разнообразны. Нужно признать, что не все их идеи применимы к госслужбе. Например, так называемый снимок рабочего дня, который назвали очень популярной сегодня технологией, на практике приносит мало пользы, если у специалиста постоянно возникают внезапные и сверхсрочные задачи, которые делают бессмысленным любое планирование. Был выдвинут тезис, что госслужащие большую часть своего времени занимаются делами, которые не входят в их функционал (имелась в виду в основном переписка с другими ведомствами), и нужно, чтобы они исполняли исключительно свои обязанности. Звучит, конечно, прекрасно, но без конкретики неясно, как этого достичь – кто возьмет на себя бумажную работу, переписку и прочее? Но в целом выступления экспертов были познавательными.
Главное, что форум был полезен для самих участников. Те, с кем мне удалось поговорить, соглашались, что кадры – очень важная и острая проблема и любые знания в этой сфере им необходимы как воздух.
Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии