Последние новости

21:39

Журналисты из Нижнего Новгорода задали вопросы мигрантам на знание русского языка

21:34

Школьницу из Новосибирска подозревают в рассылке сообщений о теракте

21:28

Песков: в России нет планов блокировки мессенджера Telegram

27 марта

Эксперты киноиндустрии на фестивале «Дух огня» обсудили проблемы развития образования в отрасли

21:23

В Ханты-Мансийске определили победителей «Стартап-тура» фонда «Сколково»

21:19

Боец из Югры отблагодарил добровольцев Гумкорпуса

21:15

Президент Путин по вопросу возврата смертной казни высказывался однозначно

27 марта

План ввода жилья в Югре на 2024 год составит 1,013 миллиона квадратных метров

21:09

В Югре 16-летний подросток ответит за ложное сообщение об акте терроризма

20:37

СКР: исполнителей теракта в «Крокус Сити Холле» финансировали с Украины

19:47

Школьник из Сургута выиграл конкурс по истории пожарной охраны России

26 марта

Главная награда фестиваля «Дух огня» поедет в Казахстан

18:35

В Югре в ходе профилактического рейда выявили 76 незаконно находящихся мигрантов

18:19

В Югре запустили бесплатный цифровой гид для туристов

17:50

В ЮГУ стартовал финал кейс-чемпионата «#Я_НЕФТЯНИК»

25 марта

В Ханты-Мансийске на «Духе Огня» обсудили развитие кинопроизводства в регионах

Читать все новости

Керамист Инна Шевченко: «Глина – она такая, что любит, когда с ней наедине общаешься»

Фото: Ирина Швец

Кабинет керамиста Инны Шевченко – «Нарния» для посетителей. Здесь сотни, нет, тысячи глиняных игрушек, посуды, горшков – чего только нет! Все сделано, точнее, вылеплено ее руками. Работы используются на мастер-классах или выставках. Что-то Инна делает для себя, для души. Здесь и многочисленное семейство зайцев-свистулек, и миниатюрные горшочки. Инна изготовила их для кукольного домика к какой-то выставке.

Талант от бабушки

– Бывает изделие, которое берешь в руки – и его не хочется отпускать. Видно, что от них исходит добро, их делали не ради того, чтобы продать. Еще интересно, что человек обычно делает из глины людей или животных, которые похожи на него. Хотя у меня почему-то все получаются разными, – говорит Инна.

Я уже держу в руках зайца-свистульку (дуть нужно в хвост – тогда получится звук, похожий на свирель), который недавно понес потерю. Инна обнаружила, что кто-то сломал ушки. Видимо, нечаянно. Приклеила и не стала выяснять. У нее такое здесь бывает нередко. На мастер-классы по лепке из глины ведь чаще всего приходят дети. А на полках – ну столько всего заманчивого!

– Иногда что-то даже пропадает, – усмехается Инна.

В общем-то, мастеру не жалко дарить свои работы людям. Но как-то пропал ее любимый маленький зайчик с букетом. Вот его жалко было. Инна, конечно, не пересчитывает все свои работы. Это нереально. Все хочется потрогать.

– Только вот эти медведи еще не обожженные, аккуратнее, – просит девушка.

Это все сделано ее талантливыми руками. На полках висит глиняная посуда – для сыпучих и даже наливных продуктов, колокольчики – заготовка на ближайший мастер-класс. Тут же на столе своего часа ожидает «начатый» кусок глины. Мастер не успела над ним доработать и укрыла влажной тряпкой и целлофаном. Так он сохранится и не высохнет.


– В «Старом Сургуте» я работаю с 2009 года, а профессионально глиной занимаюсь, наверное, лет десять, – подсчитывает Инна. – Мне это нравилось с детства.

У нее талант от бабушки, которая работала воспитателем в детском саду. Бабушка все время что-то мастерила вместе с детьми. Инна тоже всегда хотела заниматься творчеством, но родители почему-то вместо художественной отдавали ее в спортивные школы.

Тет-а-тет

– Моя душа всегда была в творчестве, – говорит керамист. – А еще мой прадед работал на стекольном заводе начальником цеха. Но диплом в студенческие годы он писал по теме «Керамика».

Дома, на родине в Краснодарском крае, у них до сих пор хранится его изделие.

– Крем надо? – предлагает Инна.

Руки керамиста все время находятся в воде, в глине и из-за этого сильно сохнут. Тут, правда, есть нюанс. Если глина белая, качественная, тогда руки, наоборот, становятся мягкими, как у младенца. А вот красная сильно сушит кожу.

– Есть любимые глины, с которыми хочется работать, а с другими – не очень. Все зависит от настроения. Глина – она такая, что любит, когда с ней наедине общаешься. Когда работаешь над серьезными вещами, нужна тишина. Может отвлечь даже музыка в наушниках.

Температура обжига тоже зависит от типа глины. У Инны печь, кстати, находится на Черном Мысу: так нужно по правилам пожарной безопасности. В деревянном домике ремесел ее установить нельзя.


– Вот стоит серый лось. Он сделан из местной глины и после обжига станет красным. Таков результат химической реакции, – объясняет женщина. – Самому глину добывать очень трудно и затратно. Нужно накопать, подготовить. Проще купить уже готовую.

Зарождение

– Не всегда знаю до конца, что у меня получится, если речь идет о какой-то творческой работе. Когда делаю что-то традиционное, там все понятно. А если современное, нетрадиционное, авторское – все решает настроение. Могу начать делать, подумать: дай-ка я сейчас слеплю оленя. А в процессе понять, что и не олень выходит вовсе, а тигр. Главное – понять это вовремя, пока рога не приклеишь.

Если что-то идет не так, мастер оставляет попытку до следующего раза.

Глину к работе нужно готовить. Ее вымачивают, порой добавляют траву – камыш и тополиный пух. Органика перегнивает и делает глину более пластичной.

– У нас как таковых своих традиций в керамике нет. В основном у нас археологическая керамика. Но я не очень понимаю, зачем повторять все одно и то же, когда можно внести что-то свое? Я считаю, что было бы интересно совмещать традиционную керамику с чем-то современным. Это если делать какие-то утилитарные вещи, – рассуждает о соблюдении традиций и использовании новшеств в керамике мастер.

Инна против категоричности и за разумный подход в творчестве.

– Во всем нужно знать меру. Например, нельзя играться с тем же национальным орнаментом, потому что он может нести в себе сакральный смысл. Я орнаменты вообще не использую. Однажды коллега мне рассказала, что на концерте выступала девушка в национальном наряде. И ее орнамент «говорил», что она вдова с тремя детьми. Вряд ли девушка об этом подозревала. Нужно знать смысл или не лезть в чужую культуру.

В глаза бросаются черепки на стене. Похожи на те, что обычно выставляют в музее.

– Когда мы были на самоизоляции в прошлом году, кто-то повесил эти черепки на ручку калитки. Я думаю, что эти образцы хранились в каком-то университете, скорее всего, они с Барсовой Горы. Я еще не сверяла орнамент по книге, там можно будет узнать, какой у них возраст.



Глина, по мнению керамиста, вне возраста и моды. Всегда актуальна. Сейчас материал активно используют даже в декоре домов. Керамиста пугает только, что в регионе не так много мастеров, которые чтят традиции этого древнего искусства. В крупнейшем городе Ханты-Мансийского автономного округа – всего один, в «Старом Сургуте». Есть еще частная фирма, но ориентирована больше на бизнес и платные мастер-классы.

Общее дело

Настоящая отдушина для мастеров – фестивали. Там собираются фанаты.

– Сейчас много мастеров, у которых цель – просто заработать деньги. Они не изучили каноны и историю этого искусства, их работа по факту получается некачественной. Я не говорю, что нужно работать только в рамках правил. Но, чтобы создать что-то новое, нужен фундамент. У многих его просто нет. Когда есть фундамент, включается воображение. И если у мастера все это есть, то глина столько всего может передать!..

Рабочая одежда Инны в цветных пятнах. Это от краски. Гончар недавно красила свистульки. Она всегда переодевается в свою униформу с фартуком. Работа с глиной – это про грязь.

– Гончаром называют того, кто больше работает с глиной на круге. А я все-таки, наверное, больше керамист. Одна женщина меня тут назвала «глинистом», – смеется Инна.

У нее есть и гончарный круг. Кстати, хороший, японского производства, качественный и с педалью. Мастер-классы на нем не проводятся. Инна использует его, чтобы создать что-то для нужд дома ремесел – игрушки на выставку и прочее.


– Глина чувствует настроение, она живая, – уверена собеседница. – Однажды я делала из глины какой-то горшок. Не доделала. А чтобы она не засохла, накрыла мокрой тряпкой и укрыла целлофаном. Открываю потом – а там на горшке проросли маленькие росточки. Семена попали в мокрую почву.

Керамист предпочитает посуду из глины обычной. Дома есть глиняная миска даже у кошки. Так вкуснее, естественнее.

– Есть процесс «молочения» тарелки. Когда после первого обжига окунаешь посуду в молоко и при температуре 300–350 градусов на два часа отправляешь в печку. Жир от молока забивает поры глиняной посуды. И она уже будет не так поглощать воду. Можно использовать ее в быту. В такой посуде блюда получаются более естественного вкуса. Это безграничная тема. Глину можно изучать всю жизнь и до конца не узнать. Очень хочу с душевной компанией керамистов отправиться в поездку, чтобы поработать с теми, кто меня понимает.

0
0
0
0
0

Опубликованных комментариев пока нет.


Последние новости

21:39

Журналисты из Нижнего Новгорода задали вопросы мигрантам на знание русского языка

21:34

Школьницу из Новосибирска подозревают в рассылке сообщений о теракте

21:28

Песков: в России нет планов блокировки мессенджера Telegram

27 марта

Эксперты киноиндустрии на фестивале «Дух огня» обсудили проблемы развития образования в отрасли

21:23

В Ханты-Мансийске определили победителей «Стартап-тура» фонда «Сколково»

21:19

Боец из Югры отблагодарил добровольцев Гумкорпуса

21:15

Президент Путин по вопросу возврата смертной казни высказывался однозначно

27 марта

План ввода жилья в Югре на 2024 год составит 1,013 миллиона квадратных метров

21:09

В Югре 16-летний подросток ответит за ложное сообщение об акте терроризма

20:37

СКР: исполнителей теракта в «Крокус Сити Холле» финансировали с Украины

19:47

Школьник из Сургута выиграл конкурс по истории пожарной охраны России

26 марта

Главная награда фестиваля «Дух огня» поедет в Казахстан

18:35

В Югре в ходе профилактического рейда выявили 76 незаконно находящихся мигрантов

18:19

В Югре запустили бесплатный цифровой гид для туристов

17:50

В ЮГУ стартовал финал кейс-чемпионата «#Я_НЕФТЯНИК»

25 марта

В Ханты-Мансийске на «Духе Огня» обсудили развитие кинопроизводства в регионах

Читать все новости