– Айрат Раисович, какие суда сейчас составляют флот компании «Северречфлот»?
– Сегодня компания обслуживает 35 пассажирских социально значимых маршрута, пролегающих в Югре и Ямале. Всего в работе задействовано 35 пассажирских самоходных судов двенадцати проектов. Все они прошли освидетельствование Российским Речным Регистром.
– О каких маршрутах идет речь? И планируется ли в ближайшие годы открытие новых направлений?
– Из 55 маршрутов 28 пролегают по территории Югры:в Ханты-Мансийском районе – 12 маршрутов, в Кондинском – три маршрута, по шесть – в Березовском и Октябрьском районах, четыре – в Нижневартовском, два – в Белоярском и один на территории Сургутского района. Протяженность рейсов в среднем составляет от 50 до 300 км.
– Насколько остро в Югре стоит проблема обмеления рек?
– В этот навигационный период мы столкнулись с этой проблемой в протоке Алешкинской, куда, начиная с 12 сентября и до окончания навигации, теплоходы типа «Метеор» просто не могли зайти. Для доставки пассажиров с теплоходов «Метеор» до пристани Приобье и обратно приходилось привлекать два теплохода с меньшей осадкой серии «Линда».
– Проблема обмеления как-то решается?
– Для нас главная задача – обеспечить безопасную и комфортную перевозку пассажиров. Создание безопасных условий плавания на реках, где осуществляется движение судов «Северречфлот», обеспечивает ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть». Обслуживание судовых ходов на реках проводится как за счет средств федерального бюджета – речь идет об Иртыше, Казыме и Оби, так и бюджета Югры – мы говорим о Конде, Северной Сосьве, Ляпине, Вахе и протоках Алешкинской, Самаровской, Нарыкарской, Вайсова.
При обмелении участков рек, по которым проходят пассажирские маршруты, мы обращаемся по вопросам углубления дна в ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть» или в Департамент дорожного хозяйства и транспорта Югры – в зависимости от регионального или федерального значения реки. На внутренних водных путях для обеспечения заданных габаритов судовых ходов и улучшения судоходных условий проводятся дноуглубительные работы. Напомню, чтобы обеспечить безопасные условия плавания пассажирских теплоходов типа «Метеор», минимальная глубина судового хода должна быть не менее 250 см. А в условиях, когда углубление дна невозможно, мы просто используем флот с меньшей осадкой.
– Ранее было объявлено о запуске программы по реновации пассажирского флота. Как идет ее реализация?
– Одна из главных задач этой программы – обновление состава флота. Поэтому с 2019 года мы взялись за реализацию инвестиционной программы по приобретению и эксплуатации скоростных судов на подводных крыльях нового типа – двух «Валдаев» и четырех «Метеоров». В начале 2021 года заключены договоры с судостроителями и банками. Уже в октябре к нам доставили первый теплоход – «Метеор-120Р». Поставка следующих трех ожидается в следующем году. В сентябре 2022 должен прийти еще один теплоход проекта «Метеор-120Р» и два судна проекта «Метеор-2020».
– Какое первое впечатление от первого «Метеора»? На какой линии он будет ходить и когда?
– Новое судно будет обслуживать маршрут Ханты-Мансийск – Урманный. У этих судов на подводных крыльях отметили улучшенные гидродинамические и мореходные характеристики по сравнению судами на подводных крыльях старого поколения. Кроме того, для комфорта пассажиров здесь предусмотрены климат контроль, комфортабельные кресла, три санузла, Wi-Fi, а в салоне будет значительно снижен уровень шума. Для пассажиров с ограниченными возможностями предусмотрены пандусы, специальные кресла и отдельный санузел. Так что первые впечатления положительные.
– Почему было принято решение о заказе судов на подводных крыльях двух разных проектов, хотя оба базируются на оригинальном проекте «Метеора»?
– Да, речь идет о «Метеоре-2020» и о «Метеоре-120Р». Они будут эксплуатироваться на трех социально значимых маршрутах Югры: Ханты-Мансийск – Березово, Ханты-Мансийск – Урманный и Приобье – Березово – Нижние Нарыкары.
Нам нужно было заменить выбывающие из эксплуатации «Метеоры», при проработке вариантов проектов брались в расчет основные требования к скоростному пассажирскому судну. Могу сказать, что оба проекта обладают необходимой пассажировместимостью, показателями дальности хода, системой вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха в салоне, системой видеонаблюдения и телевидения, местами для лиц с ограниченными возможностями; пандусами для преодоления дверных комингсов посадочных дверей пассажирами с ограниченными возможностями.
В основу СПК «Метеор-2020» легла модернизированная гидродинамическая крыльевая схема типа «утка», небольшая осадка на плаву (2,02 м). Соответственно, на маршрут Ханты-Мансийск – Березово выбрано судно этого проекта. Дело в том, что использование действующих теплоходов на этой трассе сопряжено с ограничениями, связанными с регламентными требованиями по безопасности судоходства. На маршруте – сложная навигация, много малых боковых рек с глубинами меньше 2,3 м. В зависимости от падения уровня воды в различные годы проблемными участками являются протока Алешкинская (Приобье) и протока Самаровская (причал Ханты-Мансийска). Начиная с августа, заход в затон «Северречфлота» для «Метеоров» становится невозможен из-за обмеления. Учитывая показатели по глубинам, скоростные пассажирские суда с осадкой более 2,3 м подвергаются опасности посадки на мель, становится невозможным обеспечивать доставку пассажиров в Ханты-Мансийск и Приобье. Новый «Метеор» с небольшой осадкой дает экономию для нашей компании из-за отсутствия необходимости привлечения дополнительного судна на участке пути Шеркалы – Приобье маршрута Ханты-Мансийск – Березово в 5 миллионов рублей ежегодно.
Ну а к использованию на маршрутах Ханты-Мансийск – Урманный и Приобье – Березово – Нижние Нарыкары подошли оба проекта, соответственно, был выбран более дешевый вариант «Метеор-120Р».
– Как показывают себя в эксплуатации новые СПК «Валдай»? Какие впечатления у пассажиров, у экипажей?
– Пассажиры довольны новыми судами – у них выше скорость по сравнению с предыдущими судами серии «Линда». В салоне тепло. За счет того, что на судах внедрена система кондиционирования воздуха, флот можно эксплуатировать при температуре от -100 до +350, условия на борту остаются комфортными, в том числе при волнении.
– Есть ли планы по развитию направления паромных переправ?
– В проекте направление Приобье – Березово, а на данный момент действует паромная переправа Приобье – Андра.
– Как у вас складываются отношения с региональными властями?
– Обновление речного флота – одна из первоочередных задач в решении транспортных проблем, которую поставила губернатор Югры. Потому так важен для округа и проект запуска судов нового поколения. Неслучайно в церемонии спуска на воду «Метеора» приняла участие лично Наталья Комарова. Так как акционеры АО «Северречфлот» – правительства Югры и Ямала, то все решения согласовываются с нашими акционерами. Государственная поддержка оказывается в части субсидирования пассажирских перевозок. Кроме того, инвестиционная программа по приобретению и эксплуатации скоростных судов на подводных крыльях нового типа предусматривает включение лизинговых платежей в состав экономически обоснованных расходов на осуществление пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок в Ханты-Мансийском автономном округе и предоставление субсидии на возмещение недополученных доходов.
Опубликованных комментариев пока нет.