Судьба у Николая Яковлевича очень интересная. Родился он на Дону, в Воронежской области, в крестьянской семье. Война ворвалась в их дом, едва Коле исполнилось три года. Малышу пришлось испытать все ужасы гитлеровских застенков. Николай Яковлевич имеет официальный статус несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей. Детская память стерла воспоминания о страхах и лишениях тех лет, а мама, благодаря которой и выжил ребенок, не особо распространялась о страшных годах. Главное, смогли. Выстояли.
После школы он поступил в техническое училище, где получил специальность кузнеца свободной ковки. Распределили молодого рабочего на Магнитогорский металлургический комбинат, в кузнечно-прессовый цех. Однако, спустя несколько месяцев, Николай понял: черная металлургия – не для него. Семь доменных печей, мартены и коксохимические батареи дымили так, что по дороге на работу и обратно приходилось дышать через платок.
Он решил сменить профессию на более близкую к природе и подать документы в лесотехнический институт. Но заводское начальство заупрямилось, так как парень не прошел обязательную после распределения трехгодичную отработку. Тогда впервые и пробудилась в Николае жажда справедливости. Недолго думая, он написал письмо первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву. Резолюция Никиты Сергеевича на письме была лаконичной: «Парню трудность не чинить, на учебу отпустить».
И через месяц он стал студентом Уральского лесотехнического института.
В 1964 году, после окончания вуза, работал мастером в одном из леспромхозов Свердловской области, а потом инженером ПТО в Ивделе, где курировал узкоколейные железные дороги. По ним лес, который рубили заключенные ивдельских колоний, с лесосек вывозили на берег Лозьвы, где его разделывали и сплавляли вниз по течению на лесопильные заводы. Бытовые условия молодому инженеру не обеспечили, жить приходилось рядом с заключенными. И когда из Екатеринбурга к Бакалову приехали жена с маленькой дочкой, он отправился на разведку в новые леспромхозы, построенные на железнодорожной ветке Ивдель – Обь.
Бакалову повезло. Первым человеком на Тюменском Севере, с которым ему довелось переговорить, – Михаил Красилов, легендарный директор Малиновского леспромхоза, определивший судьбу Бакалова на всю оставшуюся жизнь. Двадцать пять лет он отдал этому предприятию. Работал техноруком на нижнем складе, начальником лесопункта, начальником ПТО, главным инженером – и мог уйти с этой должности на пенсию, но... Жажда справедливости! Однажды, замещая директора, находившегося в командировке, он ослушался распоряжения вышестоящего начальника: перечислить заработанные на субботнике инженерно-техническими работниками деньги на счет КПСС. И тем самым, по сути, подписал себе «приговор». Он был разжалован и переведен начальником ПТО.
Но на начальство не обиделся. Более спокойная работа оставляла много времени для творчества, в котором Николай Бакалов обрел себя в зрелом возрасте. Более 25 лет был внештатным корреспондентом районной газеты «Путь Октября» – автором активным, неравнодушным, поднимающим острые темы. В 1993 году он вышел на пенсию и полностью посвятил себя этому увлекательному делу. За четверть века издал десять стихотворных сборников. Увлекся живописью, и сейчас в домашней галерее Бакаловых – более восьмидесяти полотен. А еще он заядлый и очень аккуратный автомобилист, любящий дед для двух внучек и годовалого правнука.
На вопрос, в чем он видит смысл жизни в очень почтенном возрасте, отвечает:
– Когда я сотрудничал с газетой, у меня был девиз: ни дня без строчки. Выйдя на пенсию, стал жить по принципу: ни дня без полезного дела. Моя пожизненная страсть – рыбалка. Еще люблю выращивать цветы и всякие овощи и на подоконнике, и на подворье. Около дома у меня растут почти все местные деревья, и много я их привез с Большой земли: липы, дубы, клены… Люб-
лю кедры. Сейчас я на подоконнике выращиваю в горшочках из семян каштан и кипарисы. Скоро буду пересаживать в сад. Как ни странно, южные деревья у нас не замерзают. Так что, все полезные дела сейчас – на грядках.
Кто-то из мудрых сказал: «Праздность – мать пороков». Николай Бакалов не перестает заниматься общественной работой. Семь лет был председателем совета ветеранов войны и труда Малиновского, десятилетие работал в совете старейшин при главе Советского района. Он – ветеран труда Российской Федерации, почетный гражданин Советского района, член Союза писателей России и ассоциации «Поэты Тюменской области».
Николай Яковлевич убежден, что в каждом человеке есть творческое начало, которое необходимо развивать трудом:
– Уверен, лучшее время для творчества – пенсионный период, когда делаешь не то, что надо для хлеба насущного, а что душе угодно. Считаю творчество главным стимулом долголетия.
Опубликованных комментариев пока нет.