×
Культура
0

Художница Наталья Янчинская: про "я так вижу", продажу картин и стрит-арт

Талантливая художница и просто очаровательная девушка Наталья Янчинская рассказывает о своем творческом пути. Выставку «Эфир» с работами, выполненными в смешанной технике (поп-сюрреализм, абстракция, реализм), можно увидеть в Культурном Центре «Порт».

- Чье мнение о вашем творчестве для Вас важно?

- Прежде всего, мне важно мое мнение, я – свой самый строгий судья. Я следую принципу «век живи, век учись», поэтому система анализа и самооценки каждый раз ужесточается, с каждой новой работой, т.е. я стараюсь повышать свою планку, ставить перед собой новые задачи и т.д. Также очень хорошо отношусь к конструктивной критике. Но люди обычно добрее ко мне, чем я сама к себе. И я практически никогда не бываю довольна своей работой на все 100%, у меня к себе в этом плане постоянно какие-то претензии. Тем не менее надо уметь останавливаться и помнить, что порой «лучшее – враг хорошего». Это первый, так скажем, «встроенный фильтр», через который моя работа проходит отбор.

Второй момент – это реакция зрителей, ощущения, эмоции, которые испытывают люди при просмотре моих работ. Это их ответ на мое творчество. На мой взгляд, любое искусство создается для того, чтобы на него кто-то реагировал: смеялся, плакал, танцевал, задумался, вдохновился…., суть искусства в этом влиянии, во взаимодействии. Но в то же время я считаю, что художник не должен преследовать цель понравиться, нельзя начинать картину (или арт-объект) с такого настроя, надо опять же начинать с того, что нравится самому творцу. Приятно, когда тебя хвалят, но нельзя работать на эту похвалу. Просто так совпало, что я хочу изображать что-то хорошее, доброе или приятное глазу, поэтому, наверное, не услышала пока ни одного отрицательного отзыва от людей, посетивших выставку.

- Как вы относитесь к тому, что художники продают свои картины?

- Это абсолютно естественное явление, на мой взгляд. Писать картины, рисовать на стенах – это труд. А труд должен оплачиваться. Творческий процесс идет по-настоящему хорошо и правильно, когда творящий погружается в дело полностью. Человек, занимающийся искусством, не может просто пойти и, например, по-быстрому подработать бухгалтером или менеджером, а потом вернуться и оперативно переключиться на написание картины. Это совершенно другие вообще энергетические вибрации, состояние ума и души. 

Поэтому, конечно, труд художника, как и любого нормального человека, который ест, пьет, дышит, живет, должен оплачиваться. Просто среди многих людей (по крайней мере, в Сургуте я часто таких встречаю) бытует мнение, что рисование – не работа, любо «легкий труд». Это не так. Этот труд адский, это колоссальное физическое напряжение, например, когда я рисую, у меня напрягается все тело, потому что труд кропотливый, приходится подолгу стоять практически в одном и том же положении и очень прицельно, точно и аккуратно наносить линии, мазки… К этому одновременно прибавляется умственное (техника) и духовное напряжение (вкладываю душу, эмоции, ощущения). И при этом нужно еще и быть объективным в оценке своего собственного творчества. Много всего… Так что, конечно, любой труд должен оплачиваться…в том числе, и труд художника.

- Сколько картин вы написали?

- Работы, выполненные на холстах - около 70 вместе с этюдами. А также у меня за спиной сотни квадратных метров росписи стен в интерьере и на улице. Вероятно, тысяча квадратов мною уже нарисована.

- Какие художники или творческие люди повлияли на ваше творчество?

- Повлияли… Пожалуй, самое сильное впечатление из всех художников на меня произвел Сальвадор Дали. Так случилось, что в детстве (лет 12) я увидела его картины (книжные репродукции), и они очень впечатлили меня. Это были какие-то невиданные странные потусторонние миры, какие-то текучие предметы…муравьи, неожиданные иллюзии… Это было сильно. Наверное, поэтому мне нравится создавать картины, в которые хочется зайти как в дверь и бродить там взглядом, картины-пространства.

Я хочу отдельно выразить слова благодарности своим преподавателям: покойному Горда Виталию Николаевичу и Горда Наталье Евгеньевне, художественная студия им. Виталия Горды (бывший «Ракурс»). Они дали мне азы академического рисунка и живописи.

- Как вы относитесь к тем людям, которые завышают свои собственные способности и значимость? Или вы считаете себя объективным человеком?

- Если речь о людях с необоснованно завышенной самооценкой, то, конечно, они не очень мне приятны. И наоборот, очень часто оказывается, что талантливые, считай, трудолюбивые люди очень скромны и застенчивы. Так происходит, потому что эти люди строго себя оценивают, видят свои ошибки, учитывают их, исправляют, постоянно самосовершенствуются и учатся, они всю жизнь работают над своим мастерством. Подход - «я знаю только то, что ничего не знаю» способен сделать человека настоящим профессионалом. А те, кто считает, что они все умеют и знают без обучения и труда, на мой взгляд, сами перекрывают себе путь к профессионализму и становятся «я-так –вижу» художниками. Меня они не особо волнуют.

Думаю, что я не могу быть абсолютно объективна сама к себе. Потому что мое отношение к себе и своему творчеству очень часто и резко меняется, сегодня я считаю себя непризнанным гением, а завтра бездарностью, которая зря тратит краску и время… Поэтому я просто работаю дальше и не делаю громких заявлений. Заявление должны делать мои картины, а не я.

- Какое направление искусства для Вас является основным?

- Основного неизменного направления у меня нет, я не хочу себя ограничивать ни стилевыми рамками, ни техническими. Разные инструменты, разные материалы даже на одной картине. Я пишу картины так, как чувствую, в итоге получается некий микс из элементов реализма, абстракции, сюрреализма + приемы, заимствованные из цифровой графики: глитч, повторы, искажения, градиенты. Мне нравится все это смешивать в разных пропорциях, а как конкретно это будет сделано, зависит от задумки, от того, какую главную мысль или эмоцию я хочу сообщить...

- С чего начинался Ваш творческий путь?

- Мой творческий путь начинался, как и у всех: попался в руки карандаш и понеслось: рисунки на стенах, столах, в тетрадях в клеточку. Потом мама отдала меня в художественную школу, в которую, меня, кстати, не хотели брать, потому что мы опоздали на начало учебного года. Та же история была и со следующей художественной студией, меня еле взяли. Там были набраны все классы под завязку. Я думаю, может, Судьба посылала мне знаки.

Мои первые условно профессиональные работы, удостоившиеся оформления и вывешивания, я нарисовала в 12-13 лет.

- Расскажите о своем опыте стрит арта?

- Именно стрит-арта из всей проделанной работы у меня было немного (не больше 15%). При этом примерно 10% - это заказы, где было техническое задание со стороны заказчика (это не совсем творчество). Стрит-артом я могу уверенно назвать свои самовольные рисунки на стенах города (их было 3, одну стену снесли, осталось 2) и участие в фестивале «Гаражи».

В Сургуте мало ярких красок в принципе. Северные города, как никакие другие, нуждаются в ярких стенах. Мы живем в постоянном холоде, вокруг большую часть времени либо серость, либо белый снег и холод. Хочется видеть не только пеструю, порой безвкусную, рекламу вокруг, но и что-то просто красивое, радующее глаз, согревающее душу… От стрит-арта станет всем теплее)

Очень хочу приложить руку к реконструкции фасада Сургутского Драматического театра, в частности, разработать эскиз и выполнить его на стенах здания. Если кто-то хочет мне в этом помочь, пожалуйста, я буду очень рада. Под помощью в первую очередь имеется в виду нахождение денежных средств, как основной критический момент, на котором закончились, не успев начаться, многие интересные арт-проекты г.Сургута.

Мне хотелось бы изрисовать как можно больше стен в своем родном городе, все упирается в денежные средства, необходимые для покупки материалов и поддержания жизни в теле художника.

- Расскажите про Ваше творческое кредо, что Вы хотите сказать своими картинами?

Творческое и жизненное по совместительству кредо «век живи, век учись», а также «я знаю только то, что ничего не знаю» (или емкое английское словосочетание «open mind»), в общем стараюсь быть открытой новым знаниям, опыту, стремлюсь к совершенству, не знаю, достигну ли его...но знаю, что надо стремиться и упорно трудиться.

Что я хочу сказать… У меня есть картины с глубоким психологическим смыслом, есть картины-настроения, в которых я делюсь какими-то эмоциями, ощущениями, есть картины без особой смысловой нагрузки, в которых просто осуществляется поиск новых визуальных образов. Что касается картин со смыслом, я прежде всего стараюсь говорить что-то доброе и созидательное, мне хочется распространять позитивный настрой.

- Какие актуальные современные подходы в искусстве нравятся?

- Мне нравится смешение стилей, особенно реализма и глитч-арта. Это вполне ожидаемый процесс, ведь компьютерная графика уже давно стала частью нашей жизни. Это дает просто бескрайний простор для самовыражения, в наше время в искусстве вообще можно практически все, и меня это очень радует и вдохновляет.

- Как Вы считаете, есть ли у художников определенные стандарты?

- Ну скажем так: есть художники, которые умеют изображать окружающий мир (предметы, природу, портреты), а есть «я-так-вижу»-художники, которые этого не умеют. Лично мне больше нравятся первые.

Стандарты…Мне сложно вычислить какие-то стандарты в современном искусстве, думаю, их нет вообще в наше время. За последние несколько столетий в искусстве столько раз сносились стены стандартов, рамок и стереотипов, что я просто не могу выявить здесь какой-то стандарт. Единственное, что я считаю стандартом для себя, например, это то, что моя мысль, как художника, должна быть ясна зрителю, чтобы заложенный эмоциональный посыл был понятен. А это несложно, потому что люди могут не иметь художественного образования, но они могут чувствовать.


Работы Натальи Янчинской с описанием



«Мечта»

Холст, масло, акрил

Символизм, фэнтези.

Главная мысль – сохранять веру в себя и свою мечту, несмотря ни на что.

Вокруг толпятся люди, машины, дороги, провода… Одним словом, каменные джунгли, в которых кто-то живет, а кто-то в них заперт.

Женщины стоят на грани картины, обрыва, подоконника, жизни, смерти… Женщина на изображении постепенно истекает, как и её время (ну еще художник просто хотел где-то реализовать такой визуальный образ).

«Головоломка»

Холст, масло

Эта картина изображает два противоположных отношения к жизни и ее проявлениям. Маленькие фигурки внутри головы каждого персонажа - их внутреннее "я", сознание. Женщина на этой картине ищет ответы на вопросы, пытаясь понять себя, мир, людей, общий порядок или смысл происходящего. Мужчина же по сюжету ничего не ищет, потому что уже все нашел, космическая гармония уже наступила в его сознании.



«Майский вечер»

Холст, акрил, кисть, аэрограф

Это картина-настроение. Настроение майского вечера… 



Картина «Pop-2»

Холст, акрил

Направление: абстракция, поп-сюрреализм.

Символы и элементы

Лисица с отсутствующими зрачками глаз символизирует представителя (агента) современной поп-культуры, готового закрыть глаза на все (совесть, мораль, здравый смысл) ради денег и славы. Глаза Давида – символ настоящего искусства в классическом понимании, когда деятели визуального искусства еще умели изображать натуру

«И при этом искусство изменяется вместе с меняющимся миром и меняющимися потребностями общества, оно объединяется с высокими технологиями, постоянно трансформируется и т.д. Все это дает практически безграничную свободу самовыражения, и это прекрасно!»

Текст: Анна Лапина


Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии