×
Общество
0

Классная химия

Виталию Щинникову – 30 лет, он живет в маленьком городе Покачи с населением 17 тысяч человек и преподает в школе № 2 химию и физкультуру. Вместе с ребятами он ставит научные опыты, ходит с ними в туристические походы, собирает мемы о своем предмете и считает, что химия – это не уроки про жизнь, а сама жизнь.


На окружном конкурсе «Педагог года Югры – 2020», который проходил в Нефтеюганске с 16 по 19 марта, Виталия признали лучшим из лучших. Высокую награду ему вручила губернатор Наталья Комарова.

Турист и филолог
– Виталий Андреевич, вы родились в Тобольске и там же окончили педагогический институт. Как оказались в Югре?
– По объявлению. В 2013 году я окончил магистратуру и вскоре оказался в Покачах. Меня всегда привлекали небольшие поселения, и, приехав на Север, я понял, что сделал правильный выбор: здесь дети очень сознательные, в чем-то даже лучше сверстников из крупных городов. Например, учитывая, что наш город стоит среди тайги, здесь хорошо прижился метод раздельного сбора мусора и батареек. 
Я учу ребят любить природу. Например, детей очень вдохновила история Японии, которая создала к Олимпийским играм 2020 года медали из переработанных металлов. Ведь это позволяет сохранять нашу планету в чистоте.
Когда мы ходим в совместные походы, я рассказываю на языке химии, что происходит вокруг: что такое снег, что такое вода, воздух, из каких элементов они состоят, их состояние при тех или иных температурах, их химические формулы… 
Сам я в студенчестве занимался спортивным туризмом и вместе с группой проходил знаменитый маршрут № 30 длиной в 120 километров – от Адыгеи до Черного моря по Кавказскому заповеднику.
– Вы – молодой педагог и применяете на уроках невероятное количество ноу-хау: от QR-кодов до мемов про химию. Как вам в голову приходят такие идеи?
– Хорошую классическую педагогическую базу заложил в меня «мой университет» – Тобольский педагогический институт имени Д. И. Менделеева. Там невероятно сильное естественно-научное образование. И еще я много читаю. Например, на днях прочитал Антона Макаренко – «Флаги на башнях». А до этого изучал работу научного журналиста Сергея Ястребова «От атомов к древу: Введение в современную науку о жизни», попутно читая труды популяризатора науки и фантаста Айзека Азимова.
Я считаю, что современные технологии лишь позволяют быть на одном уровне с учениками. В то же время в тебе как в учителе должна быть хорошая научная и филологическая база. И то, что мы с детьми составляем каталог мемов по химии, – это как раз шаг к детям с гуманитарным складом ума. Один из способов приблизить их к моему предмету и помочь им увидеть химические процессы в обычной жизни.

Наставник и тьютор
– Не так давно вы нашли мобильное приложение – определитель минералов – и теперь всем классом изучаете химические формулы того, что найдут дети. А что еще вы делаете с ребятами?
– Мы изучаем материал на опережение. Так, мои девятиклассники знают предмет на уровне учебника одиннадцатого класса с углубленным изучением химии, потому что там все процессы описаны очень подробно и простым языком. Заодно я показываю детям, что они способны подниматься на уровень выше привычных представлений о химии.
Что касается ОГЭ, то это прежде всего химический эксперимент, где важны практическая часть и умение работать с реактивами, знание техники безопасности, потому что, если ты ошибешься, твоя работа будет оценена на ноль баллов. Поэтому я часто выступаю в роли тьютора – направляю их, готовлю реактивы, а работу они выполняют сами. ЕГЭ мои дети не боятся: они понимают, что в одиннадцатом классе просто будут повторять то, что уже знают, и будут получать настоящее удовольствие от самого процесса познания химии.
– У вас немало отличников и тех, кто выступает на олимпиадах по химии. Расскажите о них подробнее.
– Не так давно призерами муниципального этапа по химии стали мои ученики: девятиклассник Николай Сопов и десятиклассница Тазагюль Сардарова. Артур Гайнутдинов как очень талантливый парень в химии и биохимии поедет в апреле на научную смену в «Артек» в Крым. Учитывая, что квот на округ в этом направлении было мало, это большая победа для Покачей. У нас в городе всего три школы – первая, вторая и четвертая. И это, наверное, первый раз, когда ученик из такого маленького городка поедет в столь престижный лагерь. В любом случае, я горжусь каждым своим учеником. Я учу их мыслить критически, с помощью алгоритмов познавать технологии и думаю, что это пригодится им во взрослой жизни.



Победитель и герой
– Вы стали педагогом года Югры. Как решились участвовать в столь серьезном конкурсе?
– Меня мотивировали мои дети – они сказали, что я готов к этому. В прошлом году я подавал заявку на городской конкурс и стал вторым, а в этом году – первым, и это открыло мне доступ к окружному этапу. 
В подготовке к Нефтеюганску мне очень помогли коллеги – замдиректора нашей школы Маргарита Мураховская и методист Гульсум Нигматуллина, а также мой ученик десятого класса Григорий Ильев.
Маргарита Александровна – невероятно умный методист: за секунду она может привести любой пример и сказать, что откуда, очень сильна в теории. А в практике нет равных в нашей школе Гульсум Сагадатовне – она ходячий мозговой штурм со взрывным характером. Обе коллеги держали меня в тонусе и очень болели за меня. В техническом плане – нарезать видео, перекинуть что-то на планшеты, компьютеры – мне помогал Гриша, и так вышло, что, когда я вышел в суперфинал из пяти человек, у всех за спинами стояли мэтры, а у меня – школьник. Но я верил в него, а он – в меня. И это тоже сыграло свою роль. Для меня мнение детей, их отзывы и комментарии – самое важное в работе.
– В финале конкурса вы преподавали химию совершенно незнакомым девятиклассникам в другом городе. Насколько переживали – поймут ли вас чужие дети?
– Я просто был самим собой, был честным и естественным. Дети всегда это чувствуют. Темой урока я выбрал металлы и сплавы, рассказывал им, из чего состоят металлы и как изменяются их свойства при соединении. Рассказывал, какие сплавы бывают на Земле, и даже припомнил Челябинский метеорит, чтобы показать, что сплавы создает сама природа даже в космосе. После урока раздал ученикам QR-коды, чтобы они могли мне прислать отзывы. Девять человек написали, что им очень понравилось, и несколько ребят даже заявили, что подумывают после такого урока сдавать ЕГЭ по химии, а это хороший показатель.
– Накануне генерального выступления перед жюри вы писали речь, где рассказывали о своем педагогическом опыте, но она не сохранилась. Чем покорили жюри в итоге?
– Не знаю. Наверное, непосредственностью. Когда я понял, что все, что я создавал несколько часов, не сохранилось, сказал себе: «Все к лучшему», и лег спать. А с утра просто мысленно прогнал речь, что хочу сказать жюри.
Оглядываясь назад, понимаю, что в первые дни вперед вышли те, кто был силен в теории, а потом их догнали те, кто был силен в практике, а в итоге победили и вошли в тройку те, кто был силен в обеих сферах. Сначала я был смущен – не знал, достоин ли звания учителя года Югры: коллеги по конкурсу были невероятно сильными и талантливыми. Но раз жюри решило, значит я и правда хорош.
– Как вас встречали в родной школе в Покачах?
– Как героя, чем очень меня растрогали. Коллеги и ученики собрались в актовом зале и устроили целый праздник. Хорошо у нас в городке: ты не только учитель, но и сосед, друг. Мы постоянно сталкиваемся вне работы – в магазине, на улице, в больнице. Оттого и дети к тебе относятся мягче и трепетнее, а ты к ним. Микроклимат хороший: если у кого-то что-то не получается, сразу есть мгновенная связь от родителя, а если получается – тоже есть душевный отклик. 
Я даже проект придумал – «Химия семьи». Мы с ребятами оформили научную фотозону и провели фотосессию на тему «Чему учит химия в школе». Чему? Тому, что не нужно ничего зубрить – надо больше работать в практическом плане.

Теги статьи: #Учитель года #Виталий Щинников

Автор текста: Екатерина Лосецкая    Автор фото: admhmao.ru

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии