92.0423   $ 76.4217





×
Общество
0

Классный руководитель должен быть классным

Учитель школы №12 Ольга Лещинская стала победителем городского конкурса "Классный руководитель".


Конечно, Плутарх  ничего не знал о генетике, когда сказал: «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит».

Однако продолжение этой цитаты вполне справедливо: «…Но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими - это в нашей власти». Это изречение стало эпиграфом к конкурсу профессионального мастерства «Классный руководитель - 2016», который прошел в Нижневартовске впервые.

Это вам не просто руками водить

- Этот конкурс родился не случайно, - объяснила директор муниципального автономного учреждения «Центр развития образования» Елена Яковлева. - В начале нынешнего учебного года педагоги города на коллегии образования обсуждали актуальные сегодня проблемы воспитания в школе. Именно тогда и было решено, что такому конкурсу быть. Оставалось придумать его концепцию и содержание. В автономном округе уже существует конкурс классных руководителей, но он имеет заочную форму. Нам же показалось интересным не только изучить присланные документы, но и увидеть классных руководителей в деле.

В результате в заочном этапе нового конкурса приняли участие 14 классных руководителей из разных школ, а в очный этап пробились восемь лучших.

Оставив  на два дня свои родные  школы, великолепная восьмерка перебралась в школу №21, где и проходили конкурсные мероприятия очного этапа.

Как всегда, конкурсантам для начала нужно было представиться. Первое испытание - художественно-творческая презентация «А после уроков…» дало возможность классным руководителям предстать перед жюри во всей своей неординарности.

Учитель начальных классов школы №43 Светлана Голикова презентовала себя как педагога, который подобно герою Экзюпери способен видеть внутри нарисованного ящика барашка. Чувствовать сердцем, когда не могут рассмотреть глаза, и помнить о том, что детству иногда нужно просто время - «наиграться, в ласку окунуться и состояться» - таково ее педагогическое кредо, судя по ее презентации.

«После уроков настоящая жизнь только начинается», - уверена учитель биологии, географии, химии школы №3 Наталья Чурбанова. И ей ли не знать? Родившись в семье учителей, только и слышала по вечерам в бесконечных разговорах взрослых: «А у нас в школе…». Теперь, в своей семье, сама ведет такие разговоры.

- Недаром с моими выпускниками на встречах мы в первую очередь вспоминаем не уроки, не контрольные, а то, как готовились к праздникам, походы и диспуты, совместные кинопросмотры, - рассказала она.

Выпусков же у Натальи Валерьевны было очень много - 23 раза она прощалась со своими выпускниками. Возможно, на выпускных не раз звучала песня, которую в этот раз она исполнила со своими восьмиклассницами под гитару: «Берут в чемоданы всего понемногу. Возьмите любовь вы с собою в дорогу».

О ней рассказала Ирада Зейналова

«Классный руководитель - это и менеджер, ведь он организатор, и дежурная жилетка, потому что всегда нужно всех выслушать и утешить, и солнышко, вокруг которого постоянно кружат миры», - убеждена учитель начальных классов школы №24 Лиза Сулейманова. Емкая визитка учителя начальных классов школы №31 Светланы Юркиной продемонстрировала все, чем занят классный руководитель вне урока: и репетицию классного выступления на школьном празднике, и планирование экскурсии, и работу с родителями.

Вместо конкурсантки Надежды Косенко - учителя математики из школы №13 - вдруг на экране появилась Ирада Зейналова с выпуском новостей. Главной новостью оказался вопрос нижневартовской ученицы из 13-й школы, заданный на «прямой линии» с президентом Путиным: «Будут ли существовать всегда классные руководители?». Ученица рассказала о своем неповторимом классном руководителе Надежде Косенко, которая оказалась в Нижневартовске еще в семидесятых и с тех пор воспитала немало достойных нижневартовцев.

Просто у ежиков нежные души

Классные руководители воспользовались случаем и привели на презентацию своих учеников, которые демонстрировали свои таланты и полное взаимопонимание с педагогами. Но троим суперфиналистам конкурса, определившимся после презентации визиток, предстояло провести  внеурочное занятие с детьми совершенно незнакомыми - учениками школы №21. По условиям конкурса можно было заявить класс и количество детей, на которых рассчитано занятие.

Несмотря на то, что учитель английского языка школы №12 Ольга Лещинская является классным руководителем у девятого класса, она неожиданно решила, что занятие будет проводить с пятиклассниками.

- Решила себя проверить, - объясняет она. - Уж очень давно у меня не было детей такого возраста, мои-то уже вполне самостоятельные, и стало интересно: смогу ли собрать незнакомых мне пятиклашек?

У Ольги Алексеевны получилось не только завладеть вниманием школьников, но и заставить решать проблему взаимоотношений, погрузив их в игровую ситуацию. Для того чтобы блеснуть мастерством классного руководителя, конкурсанты выбирали разные виды внеурочной деятельности.

Ольга Лещинская решила, что проведет классный час на тему «Барометр взаимоотношений». Барометр может предсказывать грозу, изменения в погоде, он на классном часе тоже присутствовал как интересный предмет, способный подогреть детскую любознательность, а заодно - как образ, помогающий увидеть то, что обычно не видно - устройство души. Барометр взаимоотношений не висит на стене, он прячется где-то внутри каждого из нас, но позволяет почувствовать, понять изменения в атмосфере общения, а значит, помогает улучшить его, избегать ненужных конфликтов. Ольга Лещинская погрузила учеников в ситуацию, описанную в рассказе Ксении Драгунской «Мальчик с ежиками». В нем рассказывается о девочке, которая поссорилась со всеми. Ссорилась она для того, чтобы потом мириться - держаться мизинцами и повторять: «Мирись, мирись, мирись…». Никто этого не понимал, все ссорились с ней навсегда. Все, кроме необыкновенного мальчика, которого она встретила в саду «Эрмитаж».  На все ее колкости он говорил ей комплименты и угостил леденцом. Оказалось, мальчик вместо котят дома держит ежиков. Коротенький рассказик научил пятиклашек,  конечно, многому, например: необязательно быть пушистым, колючих тоже кто-то любит. Они поняли, что колючки - это всего лишь защита, конфликта ищет человек, который хочет общаться, но не знает как. Человек, которому недостает внимания. Ребята сделали вывод: терпеливым нужно быть обязательно, чтобы сохранить добрые отношения, чтобы понять другого человека. Замечательно, когда ребят - еще таких, казалось бы, маленьких, учат так глубоко понимать природу человеческих конфликтов. Понимать себя и других - пожалуй, самое ценное, чему может научиться ребенок.

Бесспорная победа

Я подумала о том, что это занятие Ольга Лещинская могла бы с большой пользой и успехом провести на родительском собрании - для пап и мам, чтобы в конфликтах своих детей они разглядели поиск внимания и любви, и для коллег, ведь в каждом классе обязательно есть такой задиристый ребенок, с которым сладу нет. Мне показалось также, что «Мальчик с ежиками» прозвучал на конкурсе не случайно. В этом образе профессиональное кредо учителя Ольги Лещинской. Пятнадцать лет она является классным руководителем. Дважды ей приходилось подхватывать девятый класс. Когда учитель под свое крыло берет пятый класс, дети вырастают вместе с ним, приспосабливаясь к его требованиям.

- Но девятый класс приходилось вновь завоевывать, это правда, - признается Ольга Алексеевна. - Как мне удавалось это делать? Приходилось быть внимательнее, изучая каждую личность, много думать о каждом, анализировать, наверстывая время, общаться с родителями, порой менять что-то в себе. Помогала моя внутренняя установка на открытость, принятие другого человека, готовность к диалогу и вера в то, что договориться можно в любой, даже сложной ситуации.

Выиграть городской конкурс наверняка не сложнее, чем завоевать девятый класс, хотя и это свершение потребовало времени. Ольга Лещинская не считает его потраченным впустую: «Очень интересным, полезным было общение с коллегами, увидела здесь много любопытных идей для себя».

Еще до оглашения результатов конкурса коллеги из других школ кивали в сторону Ольги Лещинской: «У нее был очень хороший классный час», а потому никто не удивился, когда она была названа победителем.

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии