Вы когда-нибудь задумывались, можно ли прикоснуться руками к прошлому? Это удалось юным участникам интерактивной программы «Самаровский Ям». Они побывали в казачьей избе, смогли на себе ощутить, насколько тяжелы доспехи воина XVII века, узнали, кто такой Богдан Брязга и какая легенда связывает его с современным Ханты-Мансийском.
«Примерить» историю
Событие, прошедшее в Окружном доме народного творчества в Ханты-Мансийске, было приурочено ко Дню российского казачества. Он отмечается 1 сентября в праздник Донской иконы Божией Матери.
Современное Сибирское казачество берет начало со времен похода за Урал дружины атамана Ермака Тимофеевича. Это сословие сыграло большую роль в истории освоения Югры. В декабре 1582 года, по летописному преданию, царь Иван IV Грозный дал дружине Ермака в награду за взятие Сибирского ханства наименование «Царская служилая рать». Она стала считаться третьим по старшинству казачьим войском России (после Донского и Терского). Для будущих поколений нашей страны казаки вошли в историю как первопроходцы, основатели крепостей, форпостов, острогов и городов и стали опорой всего Российского государства.
Интерактивная программа, которую провела руководитель студии русского фольклора Окружного Дома народного творчества Олеся Гилёва, – об истории образования Самаровского яма, с которого начинался современный Ханты-Мансийск. Ребята совершили увлекательное путешествие во времена Ермака.
– Мне захотелось рассказать детям, какую роль казаки сыграли в истории города, зачем они пришли на югорские земли, как выстраивали отношения с местным населением. Постаралась это сделать интересно, учитывая возраст ребят, – говорит Олеся Гилёва.
Погружение в быт и фольклор во многом удалось благодаря проекту «Казачий кош»: с ним некоммерческая организация «Русский дом», которой руководит Олеся Максимовна, выиграла в прошлом году грант губернатора Югры. Идея состояла в том, чтобы сделать реконструкцию одежды, оружия XVII века и создать интерактивную площадку, которая поможет популяризировать казачество. «Казачий кош» – значит «военный лагерь». По крупицам авторы идеи собирали ценнейшие факты, восстанавливали детали. Проект привлек внимание как любителей старины, так и молодое поколение.
Вот и хантымансийские школьники, ставшие гостями интерактива «Самаровский Ям», с любопытством рассматривали и примеряли казачью форму, доспехи и вооружение. Кстати, их вес, как минимум, 10 килограммов.
– Ребята смогли на себе ощутить, насколько сильными были воины того времени, ведь в таком тяжелом снаряжении нужно было бесстрашно сражаться, – поясняет Олеся Гилёва.
Легенда о хитрости и смелости
Юные гости программы узнали одну из легенд о казаке Богдане Брязге, описанную ученым, краеведом Хрисанфом Лопаревым.
Богдан Брязга был казачий полусотник (пятидесятник) из дружины Ермака. По одной из версий, он принимал активное участие в походе вглубь Сибирского ханства.
Весной 1583 года Брязга во главе 50 казаков совершил поход вниз по Иртышу и Оби до Белогорья, покорив множество сибирских волостей и обязав местных князей платить ясак.
Олеся Максимовна рассказала ребятам интересное предание о сражении с князем местных остяков Самаром, записанное Хрисанфом Лопаревым в конце XIX века.
«Богдан, имевший всего 50 человек, употребил хитрость для скрытия малочисленности своего отряда: он приказал наделать чучел из всего, из чего только было возможно, и выставил их шеренгою на своих стругах (лодках с мачтой и веслами). Осыпаемые градом стрел, чучела покачивались, но продолжали стоять, к немалому ужасу остяков, принимавших их за живых людей. А между тем пальба с русской стороны шла своим чередом, и кончилась эта перестрелка тем, что укрепление было занято казаками. На нашей памяти еще находили пули на каменистом берегу городища...», – пишет краевед.
Как уже говорилось, версий этого сражения несколько, но эта интересна тем, что показывает хитрость и изобретательность казаков в бою.
Было атмосферно
Ребятам было интересно узнать об истории предков современных казаков Югры. Самобытную атмосферу дополнило выступление казачьего ансамбля «Богатица», который исполнил песню «Уехал казак на чужбину далеко».
– Нам хотелось, чтобы дети услышали песню казаков Сибири не в сценическом или эстрадном, а именно в фольклорном исполнении. Раньше из песен, которые передавались из уст в уста, можно было понять, где были казаки, в какое время. В них были весь быт и вся жизнь, – поясняет помощник атамана Обь-Иртышского отдельского казачьего общества Сибирского войскового казачьего общества по культуре Михаил Панков, который также пришел на встречу со школьниками.
В интерактиве «Самаровский Ям» приняли участие ребята из клуба «Юный казак» средней школы № 2 Ханты-Мансийска. Их можно смело назвать продолжателями традиций. Клуб при школе открылся в 2022 году, и представители казачества в Ханты-Мансийске взяли над ним шефство. Они проводят с ребятами большую работу по военно-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию.
Некоторые участники клуба – потомственные казаки. Два года назад мы рассказывали о двух Артемах – Лобзине и Татаринове. Их прапрадеды были донскими казаками.
– С ребятами из «Юного казака» мы проводим совместные мероприятия с начала его основания. В феврале мы подготовили концерт для одиноких пожилых людей в Шапше, на 9 мая поздравили старшее поколение в Ханты-Мансийске. В сентябре мы пригласили их на программу «Самаровский Ям», – рассказывает Михаил Панков.
Он отмечает, что интерактивные мероприятия очень нравятся детям: одно дело – смотреть экспонаты в музее, другое дело – прикоснуться к истории: примерить латы, взять в руки саблю, послушать живое исполнение.
– У ребят осталось много впечатлений. Возможно, когда они поделятся ими со сверстниками, кто-то заинтересуется, придет в клуб «Юный казак», возможно, кто-то из участников интерактива захочет узнать дополнительную информацию об услышанных событиях. В любом случае, эта встреча стала для школьников полезной, они вынесли из нее много нового, – говорит Михаил Владимирович.
На программу в Окружном доме народного творчества был приглашен также настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы иерей Александр Власкин. Он, как помощник председателя отдела по взаимодействию с казачеством, часто принимает участие в подобных встречах. Ребята смогли пообщаться со священником, задать ему вопросы.
– Долгое время наша молодежь ориентировалась на западную культуру, сегодня же просто необходимо пропагандировать свою, исконно русскую, – уверен Михаил Панков. – Слава богу, что сегодня сознание людей меняется и лучшие традиции возрождаются.
Казаки Югры активно занимаются духовно-нравственным воспитанием подрастающего поколения, сами организуют мероприятия и принимают участие в школьных событиях, на которых беседуют с детьми о патриотизме, верности долгу и любви к Родине.
Многие казаки России сегодня проходят повышение квалификации в Академии государственной и казачьей службы при Оренбургском казачьем войске, чтобы в дальнейшем преподавать в школьных классах с казачьим компонентом и воспитывать поколение, которое станет в будущем настоящими гражданами нашей страны.
СПРАВКА
Объ-Иртышское отдельское казачье общество входит в состав Сибирского войскового казачьего общества.
В 2010 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл объявил, что 1 сентября, в день Донской иконы Божией Матери, отныне ежегодно будет отмечаться еще и праздник российского казачества. Донская икона Божией Матери – одна из самых чтимых в России чудотворных икон, считается заступницей православных воинов и всего Отечества.
По преданию, накануне Куликовской битвы в 1380 году донские казаки передали князю Дмитрию чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Вместе со всем русским воинством казаки вознесли свои молитвы Богородице о заступничестве, прекращении войны и раздоров, воцарении мира на Руси. Битва закончилась для наших воинов победой, прославленной во времени.
Опубликованных комментариев пока нет.