Почти полвека Тамара Горелова живет в Урае. Она с удовольствием поделилась воспоминаниями о своей комсомольской юности и мыслями о том, как много значила для советской молодежи такая школа жизни.
В 1950 году в Тюмени у Клавдии Возжаевой родилась дочь, которую назвали Тамарой. Это был третий ребенок в семье. Клавдия Мироновна работала курьером на судостроительном заводе в военных закрытых цехах. Каждое утро рабочих будил заводской гудок. Первый – означал «подъем», второй – начало рабочего дня. Дом, в котором в годы первой мировой войны находился госпиталь для раненых солдат, стоял недалеко от проходной завода и был заселен семьями работников. При желании можно было работать около дома на своих небольших земельных участках. Рядом с жилым домом был детский сад, куда ходила Тамара.
В районе двухэтажной школы № 15 был частный сектор, в котором жили в основном старожилы города, участники войны или вдовы солдат. В 1957 году Тамара пошла в первый класс. На школьном пороге ребят встретила их первая учительница Прасковья Яковлевна. При школе был большой участок, на котором высаживали разные яркие цветы, были грядки с овощами, позднее Тамара участвовала в посадке яблочного сада. Также на территории школы находилась баскетбольная площадка, на которой ученики познавали первые навыки ведения мяча. Была неплохая библиотека. Как только девочка научилась читать, стала брать книги в библиотеке. Ей хотелось узнать о жизни животных, о растениях и предметах, которые ее окружают.
Во время учебного года ребята часто заходили в Ленинскую комнату в школе, где им проводили экскурсии, рассказывали историю страны и революционного прошлого Тюмени. В третьем классе старшая пионервожатая разучивала с детьми пионерскую клятву, рассказывала о пионерах-героях, знакомила со знаменем, горном, барабаном, читала статьи «Пионерской правды». В солнечный день 19 мая в школе на площадке прошла торжественная линейка, на которой Тамаре и ее одноклассникам комсомольцы повязали пионерские галстуки. Как и всем ребятам, Тамаре очень хотелось, чтобы прохожие видели, как весенний ветерок играет ее галстуком, поэтому по улице она шла счастливая и гордая.
В 10 лет Тамаре купили настоящую швейную ручную машинку, и у девочки появилось новое увлечение. Из старых вещей она сшила ночную рубашку и платье и очень гордилась своими вещами. Надо отметить, что сегодня Тамара Григорьевна с увлечением рукодельничает. В квартире очень много изделий, вышивок, выполненных руками этой удивительной женщиной. На почетном месте стоит швейная машинка, купленная в 1960 году.
В начале 60-х годов во всех населенных пунктах России было поставлено тимуровское движение, поэтому ребят не нужно было уговаривать помогать людям старшего поколения. Каждый дом, в котором жили участники войны, труженики тыла, вдовы, просто люди преклонного возраста, был охвачен заботой. Вот и Тамара с подругами помогали прибираться в доме у бабушки, бегали за продуктами в магазин, а мальчики чистили снег, складывали дрова в поленницу. Когда нужно было собирать макулатуру или металлолом бегали по дворам, старались, чтобы класс был отмечен на школьной линейке.
Большую помощь школе оказывали шефы, рабочие судостроительного завода. За каждым классом был закреплен вожатый-комсомолец с производства, который приходил на классные часы, приглашал передовиков своего предприятия, и они с увлечением рассказывали о своей профессии, предприятии. Проводили совместные походы на природу, во время которых ребят учили ориентироваться на местности при помощи карт, устраивали соревнования.
В пятом классе Тамара стала посещать волейбольную секцию. В районе Плеханово ходили зимой на лыжах, но это было далеко от дома, и Клавдия Мироновна переживала за дочь, которая вечером возвращалась с тренировок.
В школе появились любимые предметы: математика, химия и физика. Нравилось писать сочинения на свободные темы. На уроках домоводства Тамара училась делать выкройки для работы с тканью, познавала секреты кулинарии.
Когда ребятам исполнилось по 14 лет, их стали подготавливать к вступлению в комсомол. Каждый кандидат, прошедший отбор, с нетерпением ждал этого времени, самостоятельно изучал «Устав ВЛКСМ», награды комсомола. Тамара училась хорошо, была активисткой, поэтому в первом потоке готовилась для вступления в комсомол. На школьном заседании комитета зачитывали характеристики ребят, задавали вопросы по «Уставу», давали рекомендации от школы.
Затем проводили встречу в горкоме комсомола, где, вызывая в кабинет, беседовали с каждым индивидуально. Тамара Григорьевна до сих пор помнит вопросы, которые ей задавали во время этой встречи: рассказать историю Тюменской области, как в военные годы жители города помогали фронту, какие работали предприятия, какое событие являлось переменным в годы Великой Отечественной, какие планы в комсомольской жизни, чем увлекается, какую общественную работу проводит в школе. Девушка зашла на собеседование одна из первых, отвечала уверенно, хотя вопросов было много.
Накануне Дня рождения комсомола вместе с классным руководителем ребята отправились в горком. На груди у всех еще были пионерские галстуки, и только при вручении комсомольского значка ребята снимали с себя галстук и аккуратно складывали, оставляя его у себя. Все были в парадной форме, на белый школьный фартук молодой парень, представитель горкома ВЛКСМ, прикрепил Тамаре комсомольский значок. По возвращении в школу на торжественной линейке ребят, называя по имени и фамилии каждого, поздравили директор школы, представители шефской организации, ветераны. Это был настоящий праздник не только для новых комсомольцев, но и всей школы.
Продолжалась шефская работа в пионерских классах. К каждому старшекласснику были прикреплены по пять человек, которые следили за поведением и учебой ребят, при необходимости помогали подшефным, занимались с ними. Серьезная подготовка шла к различным праздникам, смотрам, соревнованиям. Вместе разрабатывали сценарии праздников, продумывали костюмы, подбирали стихи. Ребята младших классов видели в комсомольцах верных помощников и могли к ним обратиться с любой просьбой.
В конце восьмого класса девушка серьезно готовилась к экзаменам, а к выпускному вечеру ей купили шелковое голубое платье. Прощание со школой, получение аттестата о восьмилетнем образовании и впереди учеба в техникуме. В городе было четыре средних образовательных учреждения. Тамара с подругой пошли сдавать экзамены в лесотехнический техникум. Первым экзаменом было сочинение, затем математика письменно и устно. Математику Тамара сдала на «отлично», а вот с русским языком были сложности. В коридоре техникума группа абитуриентов ожидала результатов экзамена, из аудитории вышла преподавательница и спросила: нет ли среди ребят Тамары Возжаевой, с которой бы она хотела побеседовать. В техникум Тамара поступила и стала серьезно заниматься русским языком.
От комитета комсомола девушка отвечала за культурно-массовую работу, старалась привлечь как можно больше студентов к активной жизни. За хорошую учебу и общественную работу после первого курса Тамаре выдали путевку в Ишимский санаторий.
Позади остались студенческие годы, сдача экзаменов, получение диплома, присвоение профессии «технолог деревообработки», направление на три года в Урай. В 1970 году Тамара по распределению устроилась работать на комбинат производственного предприятия мастером деревообработки. Ей выделили место в общежитии. Первыми наставниками были мастер участка Тамара Белькевич и начальник цеха Неля Мураева, в дальнейшем Тамара и сама стала наставником у молодых специалистов.
В первые дни пребывания в Урае девушка встала на комсомольский учет и сразу же занялась общественной работой. Постоянно проводились комсомольские субботники. На собраниях утверждались планы мероприятий, заслушивались отчеты по выполнению заданий.
На своем предприятии Тамара познакомилась с парнем Валерием Гореловым, в 1973 году молодые сыграли свадьбу. Им подарили ключи от однокомнатной квартиры в микрорайоне 1А. По истечении трех лет отработки в Урае, вопрос о возвращении в Тюмень даже не обсуждался. 48 лет прожила Тамара Горелова в нашем городе, здесь родились дети, растут внуки. И сегодня она ведет активную жизнь, ее трудно застать дома.
– Комсомол дал направление на общественную работу, я получала дополнительные знания, любовь к Родине, научилась видеть и понимать многие жизненные ситуации, особенно заботливое отношение к старшим. Прошла хорошую школу наставников. На деле познала дружбу, товарищество, взаимовыручку, взаимопонимание. Комсомол – школа жизни, и сегодня он очень бы пригодился молодежи, – подчеркнула Тамара Горелова.
Фото из архива семьи Гореловых
Опубликованных комментариев пока нет.