Туда съехалось свыше двух сотен участников. Кроме журналистов и руководителей СМИ, на диалоговой площадке общались главы муниципальных образований, депутаты, делегации из Мегиона, Радужного, Лангепаса, Покачей, Сургутского района и Стрежевого.
Образовательную роль играли две площадки: «Медиа» и «Город» – это две секции, в которых прошло обучение. В секции «Город» специалистам органов власти рассказали о территориальном маркетинге, брендинге, взаимодействии власти и граждан. Экспертами выступили Константин Гаранин, руководитель Центра территориального маркетинга, член экспертного совета при Правительстве РФ, и Елена Шомина, доктор политических наук, эксперт комиссии по ЖКХ при Государственной думе.
Рассуждая о маркетинге территории, Константин Гаранин рассказал, что «власть и бизнес озаботились этим в начале нулевых, а само явление пришло в Россию в конце прошлого века как «брендирование».
– Город и люди – товар. Мы продаем их компетенции, имидж. Это не про туризм: гораздо больше реальных проблем, чем то, кого сюда возить, чтобы повеселить. Сложно изменить не города, а людей и их мышление, – заявил он.
Отдельно эксперт остановился на проблеме отъезда молодежи из малых городов: важно не то, что она уезжает, а то, чтобы она возвращалась.
В своей лекции он привел в пример Казахстан, молодые жители которого, обучаясь где-либо в мире, потом возвращаются. На вопрос о том, как спроецировать эту идею на моногорода, где молодежи часто «некуда пойти», Гаранин ответил так:
– Мы работали с Сосновым Бором, это бывший закрытый город в Ленинградской области, город присутствия «Росатома». Когда мы говорили о будущем города, про то, «где мы хотим быть», жители сказали, что хотят стать закрытым городом. Это безопасно, спокойно, хорошо и уютно, а когда «открылись», стало плохо.
Градообразующее предприятие ухаживает за городом, и для какой-то части жителей стимулом для возвращения может быть то, что там хорошее образование – можно учить детей. То есть задача властей – создать для жителей больше плюсов, чем у конкурентов.
– Город может точечно «подтягивать» образование. Понятно, что должны быть рабочие места. Для жителей маленького городка большой очень тяжел, а дома они ходят пешком. Есть тренд медленной жизни, люди к этому возвращаются. «Невротизм» больших городов настолько велик, что люди не выдерживают: они приезжают туда, где есть все блага цивилизации, но жизнь более спокойна, – сказал Константин Гаранин.
Депутат Думы Югры Наталья Западнова, комментируя его выступление, отметила, что «мы не создаем что-то идеальное, а работаем с учетом реалий, поэтому любые новации надо согласовывать с жизнью».
Наталья ЗАПАДНОВА руководитель депутатской фракции «Единая Россия» в Думе Югры
- На форуме поднята весьма любопытная тема «Территориальный маркетинг» – как меняется город, как меняются люди в современных условиях. С учетом конкуренции городов за людей, необходима хорошо выверенная маркетинговая стратегия развития города. Но для этого нужно ответить на сложные вопросы. Как сделать так, чтобы жители любили свой город и гордились им? Что хотят жители от власти? Как власти совместно с жителями проводить ощутимые изменения? Как конкурировать за людей в городе? Наверное, сразу на такие вопросы нет ответов. Но темы, поднятые совместно с представителями «Сколково», Высшей школы экономики, бизнес-школы RMA, Гильдии маркетологов, обязательно должны найти свое отражение в городских программах, потому что невозможно жить в изменяющемся мире и не замечать этих изменений. Интересно было посмотреть на развитие города глазами ученых и выслушать нестандартные предложения по развитию маркетинга города.
Опубликованных комментариев пока нет.