×
Общество
0

Креатив, бизнес, инновации – где найти себя женщине

Чем женский бизнес отличается от мужского и в чем его потенциал, где представительницы прекрасного пола могут найти себе занятие по душе, об этом рассказала Вероника Пешкова – посол доброй воли ООН по промышленному развитию.


– Вероника Александровна, как эксперт в области промышленности и как женщина – лидер, оцените роль женщин в развитии регионов и мира в период пандемии.

– Начнём с того, что потенциал вовлечения женщин в экономику – очень серьёзная возможность для экономического роста. Давайте представим, что полное их вовлечение в эту сферу позволит добавить к мировой экономике 28 триллионов долларов, что эквивалентно ещё одной экономике Китая и ещё одной экономике США. Это не только про правочеловеческий аспект и даже не только про достижения пятой цели устойчивого развития, поставленной ООН на период до 2030 года по достижению гендерного равенства, – это гигантский потенциал экономического роста. На втором Евразийском женском форуме министр экономического развития обозначил, что если бы в нашей стране, где, казалось бы, все хорошо (и мы – одни из мировых лидеров по числу женщин – руководителей), женское и мужское вовлечение в экономику были бы равными, то по уровню ВВП мы смогли бы обойти экономику Германии. Вот такой потенциал. Пандемия короновавируса выступила катализатором развития четвёртой промышленной революции. Если бы не пандемия, к очень многим форматам, которые сегодня стали для нас уже практикой, мы бы пришли через какое-то количество лет. Цифровизация в себе таит с одной стороны гигантские возможности развития, а с другой – увеличивает риски развития неравных условий между теми, кто сумеет адаптироваться к цифровым ресурсам, и теми, кто будет лишён такой возможности. Поэтому сегодня тема вовлечения женщин в экономику, предпринимательство и лидерство, развитие женских экономических прав и возможностей становится как никогда актуальной. И действующие женщины-лидеры должны принимать активное участие в этом.
– В разрезе пандемии женщины пострадали больше, чем мужчины?
– По исследованиям, женщины пострадали больше в бизнес-секторе и в занятости. Потому что они чаще работают в тех сферах, которые оказались наиболее пострадавшими в условиях пандемии. Сервис, оказание услуг, социальная и образовательная отрасль, индустрии красоты и гостеприимства – у этих сфер преимущественно «женское» лицо, и перевести многие из них в онлайн-формат либо сложно, либо невозможно. Также есть исследование о том, как предприниматели из разных стран мира отреагировали на пандемию и какая нужна была помощь. Отмечу, что поддержка была необходима не только финансовая. Например, женщинам требовалось обучение информационным технологиям. Чтобы применять современные цифровые инструменты в своём бизнесе.
– А в чем отличие женского бизнеса от мужского и есть ли оно?
– Разница есть в том, какие барьеры видятся на начальной стадии. Первый барьер для старта и у мужчин, и у женщин – «у меня нет стартового капитала» – проблема, из-за которой люди не начинают свой бизнес. Мужчины часто обозначают «Я боюсь провала, потому что это ударит по моей репутации», женщины же – «Мне не хватает необходимых знаний и навыков». Поэтому многие женщины по несколько лет обдумывают идеи. И для развития женского бизнеса очень важно создание сети контактов и партнерств. Ещё один ментальный фактор. Мужчина подаст заявку на тендер или на более высокооплачиваемую вакансию, если он на 60 процентов соответствует требованиям, женщина же – только если у неё есть все, что написано в требованиях.
– Где в нашей стране женщины могли бы найти себе новый путь, новую дорогу?
– В России женское предпринимательство развивается очень хорошими темпами. Есть разные его определения: где женщина владеет большинством предприятия или где она – лидер. Но давайте не будем забывать об особенностях в нашей стране: даже если взять крупнейший бизнес, то в руководящей команде вы найдёте женщину, которая либо управляет кадровой службой, то есть обеспечивает компанию специалистами, либо ведёт финансы – это бывает часто.
Где ещё потенциал? В развитии креативных индустрий, безусловно. Сегодня озвучили цифры, что 87 процентов ремесленников – это женщины, но чаще всего они производят локальный продукт, продают его маленькими партиями или это уникальные штучные изделия. Перевод на промышленную основу – потенциал для роста. В Индии креативная индустрия, основанная на промыслах и ремёслах, составляет 100 миллиардов долларов, в России – семь миллиардов рублей. Это опыт, который имеет смысл изучить и перенять.
Потенциал для женщин – в индустрии новых информационных технологий. 
70 % сегодняшних мировых инвестиций идет в сферу информационно-компьютерных технологий. Женские стартапы в среднем привлекают меньше инвестиций, но дают больше прибыли на вложенный доллар. Деньги женщинам даются хуже, но распоряжаются они ими лучше. Видимо, в семье научились. Все-таки 80 % мирового потребления контролируются женщинами. А если бизнесом будут управлять и разрабатывать стратегию только мужчины, получается разрыв.
– Какой у Ханты-Мансийского автономного округа потенциал, чтобы достигнуть успеха в этих компетенциях?
– Я уверена, что у Югры – очень высокий потенциал и, на мой взгляд, он стоит на двух хороших опорах. С одной стороны – это историческая древняя культура коренных народов и местности, с другой – высокий уровень профессиональных кадров, которые есть в регионе. Это делает потенциал округа в развитии креативных индустрий малоограниченным. Очень важно найти тот симбиоз и поймать волну синергии. Чтобы от уникального ремесленничества перейти к эффективному промышленному развитию.

Теги статьи: #Найти себя #Вероника Пешкова

Автор текста: Лолита Гальт

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии