Сельское хозяйство – одна из немногих отраслей экономики, которую меньше всего затронули ограничительные меры. Тем не менее, аграриям также пришлось приспосабливаться к новым условиям работы: неукоснительно соблюдать невиданные ранее меры профилактики, общаться с учетом социальной дистанции, осваивать онлайн-торговлю. И работать, работать, работать. Сидеть сложа руки сельхозпроизводители позволить себе не могут: коровы, свиньи и пернатые не признают ни выходных, ни праздников. Они требуют ежедневного ухода, внимания, лишь тогда крестьяне могут получить полную отдачу от трудов праведных.
– Успех наших фермеров неслучаен: правительством разработан целый комплекс поддержки агропромышленного комплекса Югры, – сообщила начальник службы по сельскому хозяйству районной администрации Инна Шхагапсоева. – Несмотря на сложности, возникшие с пандемией коронавируса, наши сельхозпроизводители не только демонстрируют стабильность и высокие показатели, но и активно развиваются.Птицеводство – один из самых рискованных видов сельскохозяйственной деятельности. Причин тому несколько: высокие затраты на оборудование, корма, ГСМ, электроэнергию, вакцинацию птиц. Риск еще и в том, что в случае вспышки эпизоотии вся птица может погибнуть в считаные часы.
– В этом году мы полностью перешли на газ, это существенно снизило затраты на энергию. Спрос на продукцию, несмотря на коронавирус, не упал, у нас в Сайгатине открыт магазин, где мы реализуем парное и охлажденное мясо, различные мясные полуфабрикаты, работаем под заказ. Кроме того, мы продвигаем свою продукцию на рынки города, в декабре этого года планируем открыть собственный специализированный магазин в Сургуте, – рассказал глава КФХ Элмаддин Пириев.
– Самым болезненным стало удорожание кормов – в прошлом году мы закупали их по 1 800 рублей за тонну, в этом – уже по 2 200. Надо учитывать, что приобретаем мы все на юге Тюменской области, а сено вывозим из-под Тобольска, – пояснил Василий Петрович. – Конечно, это сказывается на себестоимости продукции, но нам невыгодно поднимать цены, для нас важно ее реализовать.Этот год не только коронавирусный, но еще и високосный, а потому, наверное, вдвойне сложный. Но фермеры не падают духом. Коль впрягся в это дело – тяни. Здесь, как у десантников: никто, кроме нас. Скотине не скажешь: «Извините, милые хрюндики и зорьки, но я сегодня ухожу в отгул». Вот и работают не покладая рук: в разгар сезона нанимают работников, в остальное время тянут нелегкую крестьянскую лямку семейственно. Что ни говори, но хозяйский догляд – он лучше любого контролирующего органа. Посему хозяйство Василия Капсамуна процветает и прирастает. В следующем году на предприятии планируют запустить цех глубокой переработки мяса, что позволит значительно расширить ассортимент.
– Мы работаем в одной упряжке всей семьей, не нанимая работников со стороны. Тяжело, ничего не скажешь, но нам оказывается всесторонняя поддержка со стороны окружных властей и администрации района в виде субсидий и грантов. Впрочем, мы больше надеемся на себя, работаем без выходных. Сами понимаете, сидя на печке, ничего не добьешься, – рассказал Юрий Гармаш.Помимо финансовой помощи, фермеры получают и информационную поддержку. В Югре создан и действует центр компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров. Он оказывает информационные и консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства, сельскохозяйственным кооперативам и личным подсобным хозяйствам.
– 153,254 миллиона рублей – на продукцию животноводства;
– 0,235 миллиона – на поддержку малых форм хозяйствования;
– 8,12 миллиона рублей – на рыбопродукцию.
Теги статьи: #Поддержка АПК
Автор текста: Галина Батищева Автор фото: Инфографика: Нина Заживихина