Сургутяне знакомы с творчеством Кристины Руденченко по Международному фестивалю искусств «60 параллель». Певица и этномузыколог представляла одновременно два города: Сургут и Санкт-Петербург. С недавних пор Кристина Руденченко стала куратором просветительских проектов о фольклоре в Сургутской филармонии. В планах специалиста знакомить слушателей с подлинными образцами русского фольклора, а также развивать новое туристическое направление в Югре. Обо всем подробнее рассказала сама Кристина.
– Кристина, какими творческими достижениями особенно гордитесь?
– Знаковым событием последних лет стала победа в международном вокальном фестивале «Московская весна a’capella». В номинации «соло» (в разных жанрах - от поп-рок-джаз до академического вокала) соревновались более 45 участников, но международное жюри единогласно присудило победу мне. Наверное, секрет заключался в том, что я не знала, что это конкурс. Я не была обременена думами о том, что мне нужно кому-то понравиться. Я просто шла на международный фестиваль (16 стран, 6,9 млн посетителей) с мыслью о потрясающей возможности выступить на двенадцати московских площадках с хорошим звуком и, наконец, познакомить зрителей с подлинными образцами русского фольклора. Пусть на тридцать минут, но показать отличие аутентичного фольклора от псевдонародных песен.
– У вас получилось это сделать! Как ощущения?
– У меня нет ни одной фотографии на сцене, потому что я там просто стояла и рыдала, получая из рук Сергея Собянина сертификат на один миллион рублей. Осознание и, конечно, радость пришли позже. Я единственная абсолютная победительница фестиваля, так как в классическом виде (a’capella) номинация «Соло» больше не существует. Теперь она проводится только с обязательным использованием live-looping station, но это уже совсем иная история. Я задала такую планку, которую сложно преодолеть. Призом распорядилась патриотично: инвестировала в югорскую недвижимость и наконец-то обзавелась своим жильем в Сургуте.
– Чем теперь будете заниматься в Сургутской филармонии, какие направления курировать?
– Я курирую направление, связанное с популяризацией фольклора. Постараюсь охватить все возрастные категории слушателей. У сургутян будет возможность познакомиться с истинным этнокодом культуры, а не «кабинетной мифологией» советского формализма. Очень хочу изменить отношение к русскому фольклору, которое сейчас воспринимается лишь как клише «кокошник-балалайка-медведь» и т.д. Знание и понимание СВОЕГО фольклора помогает с уважением принимать культуры соседствующих народов. Сейчас разрабатываем план-сетку онлайн- и офлайн-мероприятий для детей, подростков и молодежи. Я принимаю участие в работе как артист, лектор, этнолог-искусствовед.
– Между интересами современной молодежи и традиционной русской культурой, на взгляд обывателя, пропасть. Удастся ли сломать стереотипы?
– Во-первых, я очень люблю то, что я делаю, и это вдохновляет меня все время двигаться в поисках новых форматов. Во-вторых, считаю, что первой точкой входа должны быть синтезированные проекты. Нужно создавать такой продукт, который будет нести молодежи новое знание на понятном языке. Только тогда возможно будет углубляться дальше, и никак иначе.
– В одной из ваших концертных программ есть научный материал о частушках. Этот жанр вообще актуален в XXI веке?
– Во-первых, это уникальное явление с точки зрения самого жанра. Все привыкли считать, что частушка – это что-то легкое, исполняемое на один всеми любимый мотив, но не тут-то было. В данном случае саму текстовую часть частушки предваряет лесное ауканье (средство коммуникации у девушек, которые собирали ягоды и грибы). Расходившись по лесу, они при помощи частушек определяли, где находятся остальные. Во-вторых, наличие документально зафиксированных фактов существования этого жанра у русских роднит нас с другими этносами. Скандинавский кульнинг и австрийский йодль – это все близко. На мой взгляд, это повод рассказать современной молодежи, что и у нас есть чем гордиться в отношении народной культуры. А можно и прославиться на весь мир не хуже тирольского пения. Чем не идея для фарватера современных креативных индустрий в округе?
– Насколько вам было трудно переключиться на онлайн-формат?
– Я очень коммуникабельный человек, а еще люблю делиться знаниями, которыми обладаю, поэтому мне было не сложно. Сочиняла #карантинные_страдания под балалайку на злобу дня (любовь на расстоянии, нескончаемый ремонт у соседей, ковид и т.д.). Стала вести конкурсные эфиры и дважды выиграла государственную финансовую поддержку Росмолодежи в рамках проекта для молодых деятелей культуры и искусства арт-кластера «Таврида». Беседы о фольклоре в прямом эфире инстаграма – это как публичные лекции для студентов вуза, в котором я работала. Сначала страшно и непривычно, потом не оторвать.
– А профессия музыканта сегодня престижна?
– Если вспомнить этимологию слова «профессия» (род трудовой деятельности, обычно источник существования), то нет – это не престижно! Я считаю, что музыкант – это про ремесло, про признание и талант, бесконечную любовь к своему делу и трудолюбие, и вот когда все это сливается воедино, тогда случаются чудеса, и этим можно даже заработать.
Опубликованных комментариев пока нет.