×
Культура
0

Кстати Марчела Стати

Читать «Новости Югры» в

Заметки с Международного фестиваля «Северные встречи», который накануне завершился в столице Самотлора.



Она подходит к столу и из маленького ветхого чемоданчика начинает выкладывать предметы. На длинной столешнице появляются деревянная трубка, пожелтевшая от времени военная фотография, кусочек мыла. Такой скарб носил в своем вещмешке каждый фронтовик. 

У актрисы заметно дрожат руки: то ли волнуется, то ли зябко ее персонажу. Я это отчетливо вижу, потому что сижу совсем рядом.  Потом из недр чемодана возникнут женская варежка, белая скатерть, чернильница, тарелки и ложки. «Мирных» предметов на столе окажется куда больше. Но не до мира пока в истории, которую нам рассказывают. К слову, в нашей стране еще долго все будет жить войной. 

*****
На фестивале «Северные встречи» идет моноспектакль «Семья Иванова». По рассказу Андрея Платонова в Магаданском музыкальном и драматическом театре его поставил режиссер Радион Букаев. Театр в Нижневартовске представляет актриса Марчела Стати. Ей, маленькой и хрупкой, режиссер доверил такой «мужской» рассказ. Зрителей в зале тоже немного - всего 12. Сидят они прямо за столом (по сути, сцена сжимается до размеров стола) и предметы из чемоданчика могут трогать не только взглядом, но и руками, превращаясь из свидетелей в соучастников событий. Это так режиссер придумал, но вскоре после премьеры его замысел скорректировали. На фестивале в Омске в небольшой зал набилось столько зрителей, что их пришлось рассаживать еще и по стенам. Так из одного спектакля получилось одновременно два разных: для узкого и широкого круга.

 Платоновская история не уникальная, конечно. Капитан Иванов (ну, а какая еще фамилия должна быть у русского капитана?) возвращается с войны. Что там с ним за четыре года было, детально не рассказывается, а вот постфронтовой романчик автор прямо вплетает в канву повествования. А дома - семья: выросшие без отца дети и жена, которая работала в тылу и ждала мужа. Вот только верна ли была ему?
Всю фабулу можно изложить в 5-7 предложениях, спектакль идет час. Только потом я, зритель, понимаю, что ничего не видел прямо. То ли подсматривал, а скорее подслушивал. По истории меня вел голос. Недолгий взгляд на актрису (она стоит рядом со мной), потом опять визуальный и осязаемый контакт с вещами. 
- Это так просто и так глубоко получилось, - говорит Марчела. - У режиссера был некоторый список предметов, с которыми мы работали: что-то убирали, что-то добавляли. У нас в Магадане театр 1938 года постройки. Доски, из которых сделан стол, сняли с крыши здания. Многие предметы искали на барахолках Питера, покупали, выписывали. Не все, конечно, тех годов, но мы стараемся, ищем, пытаемся «добить» комплект. Я к этим вещам привыкла, настолько все уже обжито, присвоено: я верю, что это рукавица Любови Васильевны, а это трубка самого Иванова. Прихожу на репетицию, беру чемоданчик, здороваюсь с ними.  
Сначала Марчела пыталась играть каждого персонажа. Но роль повествователя в ином заключается: нельзя быть тем, про кого рассказываешь. Пришлось искать отношение, видеть этот ивановский дом, чувствовать его запахи, тепло печки, слышать голоса детей. В один момент она поняла, что знает все настолько, что может рассказать жизнь каждого персонажа. 

*****
- Как вы это придумывали? 
- Я мама троих детей.

 - Здорово. Но вы же не в войну их поднимали.
- Я разговаривала с пожилыми женщинами, которые рассказывали про своих матерей. Как они работали, ждали мужей, как те приходили и рассказывали, что изменяли на войне. И женщины по-разному реагировали. Я спрашивала, слушала, смотрела фильмы. 

 - Уверен, чаще всего у вас спрашивают про ваше необычное имя.
- Да, спрашивают. Папа молдаванин. В Молдавии имя очень распространенное. И папу друг попросил назвать дочку Марчелой, тогда она будет счастливой. Вот так получилось. Я рада, что меня так назвали. 

 - А Стати - творческий псевдоним?
- Нет, это моя девичья фамилия.

 - Все думают, что вы итальянка.
- А я так всем и говорю. Спрашивают: «А Марчелло Мастрояни к вам отношение имеет?». Отвечаю: «Это мой дедушка». Многие ведутся: «А что вы здесь делаете?».

 - И что вы делаете в Магадане?
- С двух лет я там. Родители привезли, приехали и за романтикой, и за деньгами. Папа буровой мастер, у нас там добывают золото. Закончила школу в 90-х. Театрального вуза нет, а уехать не было возможности. Был набор в театр кукол, нужна была молодежь. Я пошла туда, меня взяли. 10 лет отработала в театре кукол. Там были замечательные актеры, которые стали моими учителями. Потом меня пригласили в драму, с тех пор работаю там. 

*****
«Семья Иванова» стала возвращением и для самой Марчелы Стати. Еще три года назад она в это и не поверила бы. Вроде был театр, но не было ролей. Ситуация не редкая в профессии, но, по сути, такая, что взвоешь. Радион Букаев протянул Марчеле руку, но выбиралась-то она и сама тоже. Спектакль случился, его приняли зрители (сначала это были актеры собственного театра), потом его стали звать на фестивали. 
- Мне в этом году посчастливилось быть на пяти фестивалях. До этого в Омске на «Чате», который проводит Лицейский театр. Ну, здорово. Но когда я приехала на «Северные встречи», поняла, что здесь еще круче. Приняли, поселили, накормили. Это важные вещи. Но основное - общение. Получаешь заряд энергии и столько знакомств. Не хочешь уезжать. Такое ощущение, что этих людей я всю жизнь знала. Мы с Аленой Михеевой (актриса городского драмтеатра) познакомились, я ее сразу приметила, а она еще оказалась моим куратором, у нас с ней столько точек соприкосновения. Я понимаю, что сейчас уеду и буду скучать, буду писать. Если у меня будет возможность снова попасть к вам, я приеду с большим чемоданом рыбы, чтобы всех угостить.  
 «Семья Иванова» - маленький (или большой?) феномен для страны, искалеченной войной, где мужчины воевали и возвращались героями, женщины работали, голодали, растили детей, а дети вырастали раньше своих лет. Этот опыт мы до конца не прожили, не восприняли, переживали, но не пережевали. Тут все удачно сошлось: материал, режиссерская идея, актерская работа. Другой такой спектакль нарочно не придумаешь и не поставишь. И в этом его уникальность. Растить его - тяжелая задача, ведь у актрисы нет ничего, кроме чемоданчика с вещами и голоса. Впрочем, голоса мужественного и мудрого, говорящего, что стоит жить несмотря на то, что было (а может, и не было), любить жену, растить детей. Марчела Стати так ведет повествование, что в финале ком подкатывает к горлу и начинаешь нервно грызть ногти, чтобы удержать себя в относительном эмоциональном равновесии.

Мы знаем, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter, Instagram, Яндекс.Дзен, Viber.
Комментарии (0)

Авторизуйтесь, или оставьте