Главное – связь со зрителем
В онлайн-режиме к обсуждению в Ханты-Мансийске присоединились представители Москвы и Татарстана. Министр культуры республики Ирада Аюпова, делясь своим мнением о цифровизации, рассказала о примерах реализации нацпроекта в их субъекте и выделила важные направления: это «бесшовный клиентский путь» – поиски того, как своевременно донести информацию о культурной жизни до потребителя, «унифицированная точка входа» – единые сервисы и агрегаторы, откуда пользователи могли бы получать всю необходимую информацию, а также качественная обратная связь и высокая скорость взаимодействия.
– Особенности сферы культуры и искусства в том, что, помимо цифрового инструментария, у нас также появляется и новое направление – цифровое искусство. Это новация развития сферы. Например, инструменты дополненной реальности позволяют изменить концепцию демонстрации культурного наследия. Но основная задача – как донести информацию до человека, которому интересна культура, или то, что может быть привлекательным для него в этой сфере, исходя из его потребительского портрета, – отметила Ирада Аюпова.
Необходимо, подчеркнула министр культуры Татарстана, выстраивать каналы взаимодействия и системные интерфейсы.
Польза для образования
Ректор Казанского государственного института культуры Роза Ахмадиева добавила, что в последние несколько лет в сфере культуры прошли значимые изменения. Современное информационное пространство в вузе, электронная образовательная среда, приложения и программы благоприятно влияют на образование.
– Студенты создают мультимедиа-презентации, 89 процентов учащихся позитивно относятся к образовательным онлайн-технологиям. В вузе ведется работа над созданием цифровой платформы института, активно используется дистанционный формат научно-исследовательской деятельности и проводятся различные онлайн-мероприятия, – сказала Роза Ахмадиева.
Доцент Казанского государственного университета и директор Центра непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров Элина Туганова отметила, что благодаря нацпроекту центр реализует федеральный проект «Творческие люди». Это 22 программы повышения квалификации по направлению «Цифровая культура»: организация и продвижение музейных интернет-выставок, библиотечный маркетинг и PR-технологии в продвижении электронных услуг, методика и практика создания цифровых образовательных ресурсов и другие. Разработчики и лекторы инновационных программ – научно-педагогические сотрудники Казанского государственного института культуры, ведущие специалисты в отрасли культуры и искусства, IT-сферы, кино, музейного и библиотечного дела.
– Трансформация любой отрасли, включая культуру, – это не про технологии и процессы, а про людей, которые знают и умеют применять научно-технические достижения современности в своей практической деятельности. Нацпроект заметно сокращает время цифровой трансформации культуры, – пояснила Элина Туганова.
Рождается из взаимодействия
Своим мнением о цифровизации культуры поделился генеральный директор ООО «ЭлигоВижн» (Москва) Сергей Матвеев. По его словам, то, чем сегодня занимаются люди в сфере культуры, называется интерактивным повествованием.
Работает это следующим образом. Автор создает контент – книгу, сценарий, фильм, зритель потребляет этот контент. Но в случае с медиаконтентом он не создается сам по себе, а рождается из взаимодействия автора и зрителя. Потребитель становится частью рассказанной истории.
– Это новое направление, в котором культура будет развиваться, – рассказал о цифровизации Сергей Матвеев.
Директор департамента культуры Югры Артур Латыпов сообщил о реализации нацпроекта «Цифровая культура» в округе и о влиянии инновационных методов и современных технологий на эту отрасль.
По итогам 2021 года в Югре будет проведено свыше 20 онлайн-трансляций, создано 14 цифровых мультимедиа-гидов и оцифровано 95 книжных памятников.
– Но никто и ничто не заменит живое исполнение, живую музыку, взгляд со сцены. Цифровизация позволяет открыть доступ к культурным событиям жителям маленьких, отдаленных поселений, позволяет им прикоснуться к культуре. В дальнейшем – пробудить желание посетить то или иное учреждение или мероприятие очно, – отметил Артур Латыпов.
В Югре разрабатываются новые цифровые проекты. В 2019 году в Сургуте открылся мультимедийный парк «Россия – моя история», один из крупнейших в стране. В 2020 году в Музее Природы и Человека в Ханты-Мансийске создали приложение дополненной реальности AR-ugramuseum для основной экспозиции «Связь времен».
15 июня в рамках IT-форума было подписано соглашение между правительством Югры и Государственным Русским музеем, благодаря которому в Ханты-Мансийске откроется новый виртуальный филиал учреждения на базе Государственного художественного музея.
Опубликованных комментариев пока нет.