×
Аналитика
0

Югорчанам рассказали, как бороться с троллями при онлайн-обучении

Как изменилось поведение ребят в сети, какие уроки можно уже сейчас извлечь из дистанционного образования, какие меры принять для безопасности? Об этом и многом другом «Новостям Югры» рассказал Андрей Сиденко, эксперт «Лаборатории Касперского» по детской безопасности в интернете.

Как нас изменил интернет
– По данным «Лаборатории Касперского», общее число переходов детей по веб-ресурсам увеличилось в среднем на 150 процентов по всей России, – говорит Андрей Сиденко. – Если говорить о сайтах, которые посещали школьники, одной из самых популярных остается категория «Интернет-коммуникации и средства общения» (социальные сети, включая «ВКонтакте», «Инстаграм» и «ТикТок», мессенджеры и так далее).


В первую неделю весенних каникул сократилась доля ресурсов с компьютерными играми среди общего числа сайтов, на которые заходили дети в разных регионах страны. По словам эксперта, если на новогодних каникулах этот показатель составил примерно 12 процентов, то в последнюю неделю мая – 10. Вероятно, такие изменения связаны с постоянным присутствием родителей рядом с детьми.
В дни самоизоляции ребята стали больше интересоваться вестями реального, а не виртуального мира. По данным «Лаборатории Касперского», если новостные ресурсы в 2019 году посещали 2,5 процента представителей подрастающего поколения, то в марте этого года их доля достигла 4 процентов.

Троллям не место на уроках
И педагоги, и родители, и дети вполне привыкли к дистанционному обучению, и каждый вынес свои уроки. Взрослые поняли, что процесс образования – дорога с двусторонним движением и ребенку надо помогать учиться. Ученики научились получать информацию из видеолекций, участвовать в дистанционном обсуждении.

 Наш же эксперт предлагает взглянуть на процесс онлайн-обучения с позиций кибербезопасности. Кстати, эта тема очень актуальна. Многие югорские учителя говорят о том, что к онлайн-урокам неоднократно пытались присоединиться посторонние люди, чтобы помешать процессу обучения. По словам педагогов из Югры, в «ВКонтакте», например, существуют специальные группы, которые срывают уроки.
Происходит это следующим образом. К троллям попадает ссылка на онлайн-урок. Они заходят, начинают, например, хохотать, петь песни и так далее. На одном уроке они даже пытались исполнить гимн России, но, к сожалению, это был не акт патриотизма, а обыкновенное хулиганство. А потом, после своих акций, участники группы рассказывают там, как они весело провели в время.
Есть и другие случаи. В частности, учительница географии одной из школ округа создала в «Скайпе» группу, чтобы вести урок. Однако сделать этого она не смогла: тролли исключили ее из ею же созданной группы.

Какие же советы дает наш эксперт, чтобы защитить процесс образования?
Во-первых, в условиях самоизоляции особенно важно держать включенным антивирус. При дистанционном обучении домашние задания нередко присылали в виде вложений к письмам и ссылок на веб-ресурсы. Все это могло усыпить бдительность детей и сделать их более уязвимыми к спаму и фишингу: письмо без темы и текста с вредоносным вложением могло быть открыто.

Во-вторых, программы, необходимые для онлайн-обучения детей, нужно устанавливать только из официальных источников. Если необходим платный софт, не следует искать его пиратскую версию. Лучше обсудить с учителем возможность скачивания его бесплатного аналога.

В-третьих, если для учебы понадобился удаленный доступ к рабочему столу, такую программу надо немедленно удалить, как только потребность в ней исчезнет.

В-четвертых, в условиях онлайн-обучения, когда ребенку зачастую приходится использовать веб-камеру и микрофон, ему нужно обеспечить комфортное рабочее место. Используйте виртуальный фон или фокусировку – так вы будете уверены, что ничего лишнего не попадет в камеру во время онлайн-занятий.

В-пятых, родителям также важно участвовать в дистанционном обучении школьников и следить за временем, которое дети проводят за устройствами, корректируя его в соответствии с новыми реалиями.

Уроки для педагогов
В дни дистанционного обучения на учителей легла двойная нагрузка. Вместе с вопросами образования они были вынуждены решать и некоторые проблемы техподдержки. Тем не менее, педагоги справились. А наш эксперт, исходя из опыта дистанционного обучения, дает им несколько советов.
– Необходимо учитывать количество обучающихся в группе, – говорит Андрей Сиденко. – Лекционные занятия, которые объясняют новый материал, можно проводить для больших групп. Это избавляет учителя от объяснения материала каждому классу в отдельности. Занимаясь в маленьких группах, можно больше внимания уделять практическим сторонам решения задач или посвятить это время на ответы на возникающие вопросы.
Второй совет нашего эксперта: сохранять записи занятий и размещать их в «облаке» или на сервере в школе. Материал также пригодится, когда образование вновь вернется в офлайн-формат.

Третий совет: определить, какую роль выполняют учащиеся на занятии. От этого зависит выбор инструментов, которые учитель будет использовать на своем уроке. Школьники могут только слушать или предполагаются ответы на вопросы прямо во время занятия? Будут ли выставляться отметки и каким образом?

Четвертое: составить тематическое планирование в самом начале занятий и отмечать уже пройденный материал. Это помогает фиксировать результаты обучения и корректировать прохождение программы.
– Нужно обязательно установить формат обратной связи, – подчеркивает Андрей Сиденко. – Важны комментарии и пожелания от всех участников образовательного процесса. Нужно учитывать мнение не только учащихся, но и их родителей, а также коллег-учителей. Это повысит эффективность процесса обучения.
И еще один совет нашего эксперта, который касается кибербезопасности. Необходимо использовать надежное защитное решение и держать его включенным, чтобы исключить рассылку вредоносных файлов.

Как видим, дистанционное обучение имеет свои плюсы и минусы. Чтобы онлайн-образование было эффективным и ребята получили качественные, обстоятельные знания, учителям, ученикам и их родителям необходимо объединить усилия. И не забывать о мерах безопасности.

Программы для видеоуроков: 
• Microsoft Teams позволяет организовывать и проводить онлайн-мероприятия, хранить файлы, планировать задачи, совместно редактировать документы и так далее. 
• Zoom – популярная сегодня программа для организации онлайн-конференций, предоставляющая возможность демонстрировать экран. Ее бесплатная версия позволяет проводить лишь 40-минутную онлайн-встречу. 
• Discord представляет собой мессенджер для ведения собственного канала, организации и проведения видеоконференций с демонстрацией экрана. 
• Google Meet обладает широким спектром возможностей для организации онлайн-мероприятий, хранения файлов и совместного редактирования документов.
Меры кибербезопасности при проведении онлайн-уроков 
• Защищайте каждую конференцию паролем и не делитесь ссылками на нее в социальных сетях. 
• Включите «комнату ожидания», чтобы к конференции могли присоединиться только те, чье участие вы одобрите как организатор встречи. 
• Защитите свою учетную запись надежным паролем (от 12 символов с буквами в разном регистре, цифрами и спецсимволами). 
• Скачивайте программу только с официального сайта zoom.us, а приложения для мобильных устройств – из магазинов App Store или Google Play. 
• Перед уроком проверьте настройки демонстрации экрана – определите, кто может его показывать и разрешена ли одновременная демонстрация экранов нескольких участников. Эти функции лучше совсем отключить, если презентацию будет показывать только учитель. 
• Попросите учеников использовать свои реальные имена и фамилии в ходе видеоурока.

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии