×
Культура
0

15-летний марш-БРАССок

В этом году 15-летие отмечает самый необычный духовой коллектив нашего округа. «Сибирь-Брасс» – это маленький театр на сцене, только вместо слов у них музыка, а вместо реквизита – труба, валторна и тромбон. Впрочем… не всегда. О том, какие сюрпризы ждут югорского зрителя и почему репетиции камерного оркестра иногда напоминают армию, читайте далее.

На сцене – одни, на афише – другие

Пятнадцать лет вместе порой выдерживают не все браки, не говоря уже о коллективе творческих людей, где у каждого свои амбиции, цели и взгляды на музыку. Но «Сибирь-Брасс» эту планку взял, и практически без потерь.

– Мы стали играть вместе в 2004 году, будучи студентами. И эти 15 лет работали практически одним составом – поменялся лишь один артист. Хотя за долгие годы возникали разные ситуации внутри коллектива, но мы как одна семья. Все «переживаемо», – рассказывает артист Илья Негребецкий. – Главное, у нас есть общая идея, которой мы горим и за которую готовы бороться.

Свой стиль у оркестра появился не сразу – однажды кто-то из членов жюри на творческом конкурсе посоветовал музыкантам перестать быть статичными, посмотреть, как это выглядит на Западе.

– К артистичности нужно прийти, – считает руководитель ансамбля Али Садик. – Нашим кумиром в этом плане стал канадский коллектив, созданный еще в 1974 году. Сначала мы перенимали их приемы, а потом стали придумывать что-то свое. Теперь есть ансамбли, которые равняются на нас.

Интересно, что все 15 лет у коллектива из Югры есть музыкальный тезка – новосибирский оркестр «Сибирский брасс». Там выступают десять человек, но это не мешает их иногда путать. Как это случилось несколько лет назад в одном из городов округа, куда артисты «Югра-Классик» приехали на гастроли. А на афишах – новосибирцы. Наши «брассовцы» до сих пор вспоминают эту историю со смехом.

Впрочем, на гастролях возникают разные ситуации. Особенно если артисты отправляются в «вояж» по отдаленным селам и поселкам.

– В глубинке публика очень благодарная, для многих наше выступление – что-то действительно новое. Особенно удивляет зрителей жанр, в котором мы работаем. В некоторых поселениях есть свои духовые оркестры, но они работают в классическом, стандартном формате. Стулья, пюпитры, ноты. Марши и вальсы, – объясняет Илья. – Люди думают, что все так и должно выглядеть. А тут выходим мы… Хе-хей!

Классика vs попса

«Сибирь-Брасс» исполняет не только классику, но и кавер-версии известных популярных мелодий. Например, зрители очень любят брассовские «Лабутены», песни Верки Сердючки, музыку из «Пиратов Карибского моря».

– Последнюю хоть два раза за концерт играй: такой горячий отклик, – отмечает Али Садик. – Сегодня положил на пюпитры оркестра музыку AC/DC «Highway To Hell». Скоро будет готова аранжировка для духовых «Despacito» Луиса Фонси. Ее уже играют, но югорчане пока не слышали. Если честно, для меня психологически сложнее играть классику, она сковывает: правила, чувство стиля, штрихи, балансировка. Это сложнее технически, а вот физически труднее играть эстраду.

Вторит художественному руководителю Илья Негребецкий:

– Дыхание сбивается, когда начинаешь двигаться на сцене. Когда я выхожу с концерта (обычно длится 40–50 минут), мой пиджак можно просто выжимать. Конечно, мы строим номер так, чтобы была возможность отдохнуть, где-то добавляем движения, где-то убираем. Номер подстраиваем, чтобы было комфортно, но без потери качества и смысла произведения.

Когда у музыкантов спрашивают, легко ли им танцевать и играть, Али советует пять минут без перерыва попрыгать на одном месте. Только они еще и играют на инструментах.

Кстати, в профессиональной среде «брассовцев» называют стилягами – за обширный гардероб. Камерному оркестру выделено отдельное место в гардеробной «Югра-Классик» – там висят их костюмы, обувь и неизменные белые хореографические кроссовки.

– За концерт можем переодеваться по три-четыре раза. Обычно за кулисами вешалки, чтобы было удобнее. Однажды с нами выступал балет, который переодевал нас прямо во время выступления. Но до Филиппа Киркорова нам далеко: он во время песни может два раза переодеться, – смеется Али. – И все же нам нужно удивлять зрителя.

Оказывается, переодевание камерный оркестр еще недавно репетировал – «засекали время и стартовали». На смену одежды – 30 секунд, почти как в армии.

– Когда «Сибирь-Брасс» на гастролях, я программу выстраиваю так, чтобы у ребят на переодевание был номер – минуты две-три. А дома у нас есть всего 20–30 секунд, пока на видеоэкране идет подложка и играет «интер». Мы рассчитываем каждую секунду, – утверждает художественный руководитель камерного оркестра.


неФОРМАльный подход

Последние годы «Сибирь-Брасс» занимается «чистым творчеством». Каждый концерт – шоу, где музыканты предстают в самых необычных ролях: героев фильмов Гайдая, жителей Дикого Запада или могущественных магов. Например, для шоу Magic Brass артисты специально разучили фокусы.

– Специфика Ханты-Мансийска такова, что на наших концертах практически всегда одна и та же публика. Поэтому мы вынуждены делать постоянно новые программы. Это сложно, – признает Али. – В больших городах есть коллективы, которые всю жизнь выступают с одной программой. Например, ансамбль Игоря Моисеева. Сколько лет коллективу – столько и «Танцам народов мира». Артисты меняются, а программа остается. Мы себе такого позволить не можем.

Шоу-подход себя оправдывает. Вот уже несколько лет зрители раскупают все билеты на концерты «брассовцев». Хотя так было не всегда. Особенно музыкантам запомнился случай, когда вместе с московским джазовым ансамблем они приехали в поселок Горноправдинск Ханты-Мансийского района, где в зале их встретили лишь две маленькие девочки. Москвичи, глядя на это, выступать отказались, а наши – сыграли для детей несколько номеров, чтобы поднять и себе и им настроение.

– Это было давно, но очень неприятно. Сразу в голове столько мыслей: «зачем?», «для кого?», «нужно ли?». Слава богу, сейчас ситуация изменилась, – говорит Илья.

Изменились и сами артисты, и их инструменты, кстати, тоже. В прошлом году КТЦ «Югра-Классик» закупил для «Сибирь-Брасс» новый комплект инструментов, который обошелся в кругленькую сумму. До этого 14 лет музыканты играли на своих. К счастью, юбилейный сезон домашние трубы, валторна и тромбон встречают на заслуженном отдыхе – дома в шкафах у «брассовцев».

Неизменной остается лишь физическая и «музыкальная» форма артистов. Ведь у них, как у спортсменов, все зависит от личного состояния.

– Ты должен постоянно поддерживать себя в форме. Тело духовика меняется на протяжении всей жизни – губы, зубы, – объясняет руководитель оркестра. – Нужно хорошо питаться, соблюдать режим сна, принимать витамины, забыть про вредные привычки. Такая работа.

Сегодня камерный оркестр мечтает, чтобы о нем узнал не только округ, но и другие регионы и страны. К сожалению, продюсерского центра в Югре нет. А значит, рассчитывать «брассовцы» могут лишь на всемогущий интернет и соцсети. Музыканты активно позиционируют себя в «Ютьюбе», «Инстаграме». И главное, продолжают работать для своего зрителя, невзирая на то, где он живет, – в отдаленном селе или большом городе.

Это интересно

В юбилейный, 15-й сезон у «Сибирь-Брасс» запланировано несколько концертных программ в разных стилях – классическом, эстрадном, театрализованном, для детей.

Первый концерт должен состояться в Международный день музыки – 1 октября. Артисты сыграют самые популярные хиты классики.

Второй концерт – «Сибирская Гуча» – пройдет в декабре. Он будет посвящен балканской музыке (прозвучат произведения Кустурицы, Бреговича и других). Гуча – это поселение в 30 километрах от Белграда, где каждый год проходит фестиваль балканской музыки в исполнении духовых оркестров.

Какими будут остальные программы, пока неизвестно.

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии