Она длится всего 40 минут. Юные артисты рассказывают без единого слова историю о вечной проблеме взросления и поиска своего места в жизни.
Из цветочного горшка
Огромные кашпо и лейка – весь реквизит спектакля. Они – дома, кровати, парты, стулья, стены. На сцене шестнадцать учеников и учительница. Герои молчат, но есть закадровый голос. Звучит французское слово и его перевод. Школьники реагируют на эти слова, как растения на порыв сильного ветра, грозу или теплый дождь и ласковое солнце. И это логично. Ведь эти дети выросли как цветы в кашпо. Им очень трудно сделать свои первые шаги на земле. Нужна поддержка, нужна опора.
– Главная мысль произведения – тонкая грань между добром и злом. Это история о послевоенных годах в нашей стране – испытании не только для взрослых, но и для детей. Учитель, преданный своему делу, идет на рискованный шаг, помогая главному герою – одиннадцатилетнему мальчику. И тогда уроки французского становятся школой жизни, где учат большему – милосердию, доброте и отзывчивости, – говорит руководитель «Дельтаплана», режиссер спектакля Зинаида Торопова.
– У мальчика – главного героя рассказа Распутина нет имени, – рассказывает исполнитель главной роли, ученик 11 «Б» класса школы № 8 Алексей Шевелев. – Но я внутренне зову своего персонажа Александр, потому что меня так хотели назвать в честь моего дедушки. Я посвящаю свою игру ему. Дед в детстве испытал на себе все тяготы послевоенной жизни, описанные в произведении. Я читал рассказ в шестом классе и даже смотрел фильм.
Алексей в «Дельтаплане» уже шесть лет. За это время сыграл в пяти спектаклях.
– До роли «Александра» у меня были персонажи второго плана. Когда мне предложили главную роль в «Уроках французского», появился интерес: а получится ли у меня вообще это сделать? Я принял вызов самому себе, и, по-моему, все получилось! Роль мне удалась! – считает актер.
По словам Зинаиды Тороповой, все ребята справились с поставленной режиссером задачей:
– Я довольна своими ребятами, они сделали больше, чем я от них ожидала. Алексей давно в театре, он заслужил главную роль, он абсолютно вписывается в этот образ. В этом году он выпускается. И эта роль – прощальный подарок от «Дельтаплана».
Премьера удалась
Первыми спектакль увидели родители, а спустя несколько часов состоялась большая премьера для широкой аудитории. В зале было много ровесников артистов. Вот и Марию Качанову пришли поддержать одноклассницы-гимназистки. Это они плакали, когда по ходу пьесы хулиганы избивали главного героя и когда между учительницей и детьми выросла стена. По словам Марии, спектакль физически тяжелый: «Много движений, требующих мышечного напряжения, есть поддержки в парах, наклоны, циклические приседания, продолжительные стойки в неудобных позах».
– Этот спектакль о взаимопонимании, поддержке и принятии нового человека в коллективе. О милосердии. Я думаю, что нужно помогать людям и принимать их такими, какие они есть. Лично для меня настоящая героиня – учительница, которая пожертвовала своей карьерой, чтобы помочь бедному мальчику, – говорит актриса.
– Дети – цветы жизни, и по-этому в спектакле участвует лейка, чтобы подпитывать их. Если ребенку недодать внимания, он, как цветок, может завянуть или засохнуть. Если залить цветок, то он может сгнить изнутри – у ребенка появляется злость и гнев, исчезнут добрые нотки, – комментирует Зинаида Торопова.
Режиссер приводит пример влияния этого произведения на актерский состав.
– В работе над спектаклем есть большой подготовительный период, когда мы вместе разбираем произведение. Я наблюдала, как ребята переоценивали собственные поступки, – рассказывает руководитель «Дельтаплана». – Иной раз они говорили: «Я в такой-то ситуации неправильно поступил, видно, я подгнил, как цветочек. Надо срочно исправляться». Это здорово, что молодые люди могут анализировать свои поступки. Пусть не сейчас – через время, в нужный момент, у них в голове всплывет этот спектакль. И может, он поможет им понять своих детей.
Опубликованных комментариев пока нет.