Тернистый путь
С десяти лет Александр Шмидт мечтал стать археологом, но на исторический факультет Алтайского госуниверситета ему удалось поступить не сразу. До этого получил корочки электромонтера в одном из барнаульских училищ.
– В 1991 году, когда мне было 15 лет, я случайно попал в археологическую экспедицию. Подчиненные пошутили над начальником экспедиции Александром Борисовичем Шамшиным, дали объявление по радио, что требуются археологи на раскопки скифских курганов. Желающих было очень много, – вспоминает Александр. – Шамшин всячески пытался сбросить балласт. Но я успел заскочить, как говорят, в последний вагон.
И именно Александр выкопал первую археологическую находку на этом скопе. Предполагая, что нашел обломок черенка лопаты, студент ПТУ чуть не раскрошил важный артефакт. Благо старший товарищ заметил новичка, ковыряющего пальцем «кусок чего-то», и изъял у него неплохо сохранившуюся для своего возраста костяную накладку на лук. У скифов были небольшие сложносоставные луки, и накладки усиливали их гибкость и прочность.
По словам ученого, первая экспедиция придала ему уверенности в выборе профессии.
– Я стал узнавать, как поступить на исторический факультет. Завкафедрой археологии Алексей Тишкин тогда сказал мне: «Диплом ПТУ? В университет можно поступить, только если учишься в специализированном классе, заточенном на историческое образование». Но я не сомневался в своем успехе и пришел сдавать вступительные экзамены. Мне не хватило одного балла, пришлось идти на заочное, но в экспедиции продолжал ездить. Спустя два года все-таки своего добился и перевелся на дневное отделение, – рассказывает археолог.
О медведях
В прошлом году экспозиция музея пополнилась экспонатом. Это миниатюрная керамическая голова медведя, ее возраст – более трех тысяч лет. Фигурку обнаружили в Кондинском районе, у границы археологического памятника «Сага 22», в ходе разведки «богатырских мест» – угорских городков, сведения о которых сохранились в работах и на карте известного ученого Серафима Патканова, нарисованной от руки в 1888 году.
Стоит отметить, что фигурка головы медведя экспонируется в окружении археологических находок, посвященных культу медведя. Особенно выделяются в стеклянной витрине шесть бронзовых медведей с длинными хвостами. Александр Шмидт говорит, что они были найдены три года назад в «Священной кедровой роще» недалеко от Салыма.
– Я считаю, что это росомаха, а не медведь. Всего их было десять, но эти шесть сохранились почти в неизменном виде, – рассказывает археолог. – Они обнаружены в захоронении шамана, датируемом IX веком нашей эры, вместе с другими культовыми вещами с изображением медведя в жертвенной позе – голова на лапах без туловища.
Камень-кошка
Не все археологические находки выставляются в залах музея. Многие из них после изучения отправляются в хранилище. Александр показывает рабочий кабинет, где идентифицируют находки. Здесь все заставлено подписанными коробками разных размеров, в них черепки и осколки керамических изделий, каменные наконечники стрел, антропоморфные фигурки и многое другое.
– Мы часто достаем из земли не отдельный предмет, а монолит вместе с землей. Везем в музей, а здесь реставраторы в лаборатории аккуратно извлекают из монолита предметы, и зачастую случаются открытия. Например, в Няксимволе мы взяли монолит с бронзовым предметом, а под ним оказался берестяной чехольчик, в котором было дорогое украшение, – вспоминает интересный случай Александр Шмидт.
Сидя за рабочим столом и беседуя с нами, ученый держит в руках полированный камень размером с кирпич, похожий по форме на толстенную укороченную лыжу с тремя отверстиями, и нежно, как кошку, поглаживает его.
– Я очень люблю этот калданный камень. Это подарок одного няксимвольца. Почти до середины ХХ века в Югре было распространено калданное рыболовство, и эти камни служили грузилами на сетях. С камнем связано много примет и преданий. Его берегли от сглаза. Считалось, что чем больше на нем вкраплений слюды, тем лучше на него идет рыба. А если грузило ломалось, его приносили в жертву духам-покровителям, – рассказывает Александр.
Отметим, что сейчас в «богатырских местах» находятся три археолога из Музея Природы и Человека: Татьяна Собольникова, Алена Кузина и Дмитрий Сурков. Они идут маршрутами Патканова.
– Сегодня мы прилетели на рейсовом вертолете в Болчары, – говорит Татьяна Собольникова. – Дальше бездорожье, места непроходимые. Болчарцы нас будут сопровождать, отвезут на лодке, потом с проводником пойдем пешком. В районе работаем не первый год, наладили тесные контакты с сотрудниками Кондинского районного музея и местными жителями.
Так что ждем еще археологических открытий!
Это интересно
Известно, что у археологов есть ритуал посвящения. Рассказывает старший научный сотрудник музейных фондов Дмитрий Стародумов:
– Посвящение – это когда тебя 15 августа вечером вытаскивают из палатки за ноги на всеобщее осмеяние. Посвящаемый находится в статусе бандар-лога (вымышленный обезьяний народ из «Книги джунглей» английского писателя Редьярда Киплинга). Ты сам себе делаешь хвост из подручных материалов и преодолеваешь с этим хвостом всякие мучительно-забавные препятствия. Археологическая братва в конце этого круговорота завязывает тебе глаза и дает испить мешанину из сгущенки с кетчупом. Только после этого на пеньке тебе отрубают топором хвост, посвящают в «человеки и археологи».
Кстати
Городища в Югре уходят под землю на семь метров, потому что строились на одном и том же месте – близ старинных торговых путей, которые описал в своих трудах Стефано Соммье в конце XIX века.
Итальянский ботаник-путешественник французского происхождения Стефано Соммье прославился не только описанием селений и торговых путей, но и своим высказыванием о комарах: «Если бы Данте путешествовал по Сибири, то из комаров он сделал бы новое наказание для своих преступников…» Более того, Флорентийский национальный музей антропологии и этнографии до сих пор хранит и экспонирует коллекцию Соммье, собранную в Западной Сибири.
Александр Новьюхов депутат думы Югры
- Приятно, что в составе археологической экспедиции в моем родном Березово в этом году много молодежи из числа коренных народов Севера. Это и студенты, и старшеклассники, и волонтеры. Они знакомятся с основами профессии археолога, изучают историю.
Среди находок 2021 года особое место занимают пять «коников» – стилизованные фигурки коней, вырезанные из дерева. Для них характерно детальное изображение головы и условная передача туловища и шеи. Установлено, что фигурки символизировали домового, использовались в обряде при строительстве дома, хлева, конюшни. Их закладывали в качестве строительной жертвы в основание печей и под углы построек.
Павел Завальный депутат Госдумы
- Новый археологический сезон в Югре снова полон открытий. Югорская земля хранит еще много богатств и тайн – нефть, газ, драгоценные металлы, полудрагоценные камни и артефакты тысячелетней давности. Ежегодно округ привлекает не только ученых-археологов, но и студентов-волонтеров со всей страны. Важно бережно и с уважением относиться к земле, которая нам досталась, к ее природным богатствам и культурному наследию. Я поздравляю югорских археологов с профессиональным праздником, с интересными находками и открытиями.
Опубликованных комментариев пока нет.